Технология игрового обучения. Мастер – класс «применение игровой технологии на уроках производственного обучения» разработала – мастер производственного обучения высшей категории титоренко с.и Игровые технологии в производственном обучении

Технология игрового обучения. Мастер – класс «применение игровой технологии на уроках производственного обучения» разработала – мастер производственного обучения высшей категории титоренко с.и Игровые технологии в производственном обучении

В данном методическом пособии изложена сущность игровых технологий, методика их использования в профессиональной подготовке специалистов .

Содержание

Введение 3

2. Игра как метод обучения 7

Заключение 24

Приложения

2. Урок-совещание

Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яковлевский политехнический техникум»

Методическое пособие

Переверзева Н.А.

Строитель

Введение 3

  1. Происхождение и сущность игровых технологий 4

2. Игра как метод обучения 7

3. Игра как средство формирование творческого потенциала будущих специалистов 10

4. Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях 16

Заключение 24

Приложения

1.Урок-консультация «Умники и умницы»

2. Урок-совещание

3. Урок-игра «Кто хочет стать отделочником!»

4.Урок-игра «Счастливый случай»

5. Уроки отделки на поле чудес

6. Урок-викторина «Своя игра»

Список литературы

Введение

Целью образования в настоящее время является "оснащение" профессионалов навыкам самостоятельного существования в реальном мире бизнеса и высоких технологий. В связи с этим, уже сейчас можно было бы попытаться структурировать знание не с помощью предметного деления, но с помощью обозначения проблем. Сосредоточившись на проблеме, легче построить демонстрационную "начинающую" игру, которая бы обеспечила погружение обучающегося в. проблему и позволила бы ему заняться постановкой и решением отдельных задач-вопросов. Роль экзаменов-испытаний могла бы в таком случае выполнить фильтрующая сеть игр, работающая в режиме вариативных игр. Это может быть основой подготовки будущих специалистов.

Применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения - одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности. Спектр таких методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям .

Практика использования игровых технологий доказала их успешность в повышении эффективности не только образовательной деятельности, но и в решении комплексных, полипрофессиональных и междисциплинарных проблем.

В данном методическом пособии изложена сущность игровых технологий , методика их использования в профессиональной подготовке специалистов, а также разработки уроков в форме игры.

Происхождение и сущность игровых технологий

Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

Впервые игровые технологии в практике подготовки специалистов в СССР были разработали в 1932 году. Советские ученые, которые поставили цель при отсутствии опыта в каком либо новом организационном мероприятии предварительно попытаться в лабораторных условиях проанализировать его внедрение в жизнь, выявив возможные трудности и пути их устранения (Бирштейн М.М.)

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия, которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Особенно широко игровые технологии стали использоваться в последние годы. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игровых технологий в учебном процессе.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Игра как метод обучения

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элемент более общей технологии;
  3. в качестве урока или его части (введение, контроль);
  4. как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в. качестве ее средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

Основные принципы организации игры:

  1. отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учеников в игру;
  2. принцип развития игровой динамики;
  3. принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
  4. принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
  5. принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным".

Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

Перед учителем стоят задачи :

  1. опираться на достижения предыдущего возраста;
  2. стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  3. подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

Обязательная констатация результата игры.

Компетентное жюри.

Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Игра как средство формирование творческого потенциала будущих специалистов

Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира.

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Организация профессионального обучения базируется на основных принципах обучения:

  1. обучение на уровне требований передовой техники производства;
  2. обучение на основе производительного труда;
  3. наглядность обучения;
  4. систематичность и последовательность в обучении;
  5. доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
  6. прочность усвоения знаний и навыков.

В условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в практическом+ обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

При этом перед мастером встают новые задачи:

  1. создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
  2. стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  3. использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  4. оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  5. поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  6. создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. Свободная развивающая деятельность;
  2. Творческий, очень активный характер этой деятельности;
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Пробуждение интереса к профессии под влиянием профессионального обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.

Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова).

Наиболее эффективной формой проведения уроков специальной технологии является применение игровых технологий, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления.

Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры. Например, на уроках спецтехнологии по предмету «Технология отделочных строительных работ» игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли работодателей, соискателей, инженера по ТБ. Мастер производственного обучения совместно с учащимися старшего курса выступает в роли работодателя, который распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.

Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа- идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности.

Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.

Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

  1. деловые;
  2. организационно-деятельностные;
  3. инновационные игры.

Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.
Деловая игра воссоздает
предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст , в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.
В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.
Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций.

В процессе игры осваиваются:

  1. нормы профессиональных действий;
  2. нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.

При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

Форма организационно-деятельностной игры – одна из ключевых форм, используемых в учебно-образовательном процессе на экспериментальных и инновационных площадках сети мыследеятельностной педагогики. Основу игр в образовании составляют процессы работы с мыследеятельностью, то есть со всей совокупностью процессов мышления, действия, коммуникации, понимания, рефлексии. В игре действуют законы «здесь и теперь» – ситуация разворачивается и решающими оказываются действия ребенка, его воля и цели, его мышление, а не нахватанная информация.
Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

В отличии от деловой игры, целью которой является решение актуальной практической задачи, цель организационно-деятельностные игры - решение теоретической или практической проблемы, заданной в рамках конкретной ситуации. В ситуации отражаются как проблемы, так и задачи . Проблемность ситуации означает такое затруднение в практике, для разрешения которого отсутствует опыт или теоретически обоснованные пути. Проблема для своего разрешения требует построения гипотезы или теоретической концепции, которые преобразуют проблему в задачу. Задача же - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели, а разработка этого алгоритма требует от участников определенных умений (интеллектуальный, коммуникативных и организационных).

Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и процессов мыследеятельности участников оргдеятельностной игры означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать и применить способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии, то есть находятся в условиях максимальной неопределенности. Примерами таких проблемных ситуаций является трудоустройство молодых специалистов условиях кризиса и общего спада экономики, продвижение разного рода научных проектов, изменение своего семейного положения и т.п. Что делать в такой проблемной ситуации, с чего начать, к кому обратиться, что расценивать успехом или неудачей остается неясным и неопределенным.

Снижение степени неопределенности предложенной проблемной ситуации осуществляется посредством ведущих методологов - специалистов по организации рефлексивного анализа деятельности. Их задача организация процесса рефлексивного восхождения участников игры от абстрактного к конкретному при анализе деятельности. Методологи активизируют специфические затруднения, возникающие при знакомстве с ситуацией и вхождении в нее, строят проблемное поле и формулируют проблемы, создают концепцию заказа на игру.

Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, проводится в течении пяти дней и делится на этапы:

1) самоопределения и выработки концепции заказа;

2) анализа проблемы или проблемной ситуации;

3) определения системы ценностей и целей деятельности, их иерархизация;

4) определение условий и выбор средств осуществления деятельности;

5) построения проекта (алгоритма) деятельности.

Каждый этап по своей организации и проведению предполагает чередование сессий и собственно групповой (командной) работы. Это задает ротационный характер игры. В ходе сессии участники и ведущие собираются вместе. Игроки получают соответствующие установки и задания от ведущих. Первая сессия также предполагает процесс группообразования или разбивки на команды. Каждая команда состоит из 4-12 игроков, которые будут тесно контактировать, дискутировать друг с другом в процессе создания группового продукта . Конструирование группового продукта - цель групповой работы, его презентация другим командам, публичная защита проектов - цель сессии. Каждый этап включает в себя 1-3 сессии и 1-3 групповые работы.

В ходе групповой работы команда взаимодействует со своим тренером из числа игротехников. Последний реализует в отношении игроков следующие действия:

  1. организует процедуру знакомства членов команды и распределения обязанностей между ними (в качестве обязательных должен быть выбран хранитель времени и секретарь архивариус, который фиксирует все предложения и гипотезы, выдвигаемые членами группы, оформитель, спикер, генераторы и организаторы, эти роли могут меняться или закрепляться за участниками на всю игру)
  2. активизирует процессы мыследеятельности и коммуникации участников посредством использования приемов брейнсторминга, групповой дискуссии, эмоциональной и информационной поддержки игроков
  3. управляет процессами групповой динамики
  4. способствует поддержанию деловой атмосферы и веры участников игры в успех их работы. Вместе с тем тренер не принимает непосредственного участия в создании группового продукта.

Групповая работа ведется по регламенту и занимает в среднем 45-90 минут, по истечении которых команды собираются на сессию. Здесь в ходе презентации и обсуждения проектов организуется общая групповая дискуссия, целью которой является оценка представленных продуктов групповой работы, нахождение в них сильных и слабых сторон, постановке задач на последующую работу. Продолжительность сессионной работы трудно спланировать заранее. Можно лишь говорить об ограничении времени, отводимого командам на презентацию продуктов своей деятельности (в среднем на одно выступление команде отводится от 12-15 до 20-25 минут). Ответы на вопросы и замечания занимают приблизительно столько же времени, но дискуссия может и затянуться, приняв характер противостояния отдельных команд. Особенно часто это происходит в случаях получения различными командами аналогичных заданий. Если же разные команды параллельно решают разные задачи, полемика может быть сведена к минимуму, а обсуждение продуктов групповой работы имеет своей целью лишь осознание членами команд того, что они сделали, и что им еще предстоит сделать далее. Наконец подведение итогов сессии и формулировка задач командам для следующей групповой работы занимает еще 5-10 минут.

Последняя сессия организационно-деятельностной игры направлена на слияние продуктов групповой деятельности, то есть наработку общего проекта (алгоритма) деятельности, который при этом приобретает черты некоторой универсальности.

Обучающим или дидактическим моментом организационно-деятельностной игры выступает завершающая рефлексия .

Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.

Заключение

Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала учащейся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеучебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.

На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.

Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.

Конкурентоспособность специалиста это:

  1. Ø компетентность и профессиональная мобильность;
  2. Ø целеустремленность и уверенность в своих силах;
  3. Ø предприимчивость и деловитость;
  4. Ø эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Одно из важных средств формирования конкурентоспособной личности - применение современных образовательных технологий, основанных на использовании активных методов обучения. Спектр таких методов достаточно разнообразен, особое же место среди них принадлежит игровым технологиям.

Не вызывает сомнения, что формирование необходимых навыков и умений, а также проверка и закрепление теоретических знаний в игровой форме более эффективны по сравнению с традиционными методами обучения.

Но нельзя буквально все уроки превращать в игру, да этого и ненужно делать. Необходимо, прежде всего, определить следующее:

  1. какую цель ставит учитель, используя ту или иную игру;
  2. выбрать те темы, которые трудно усваиваются при традиционных способах обучения;
  3. использовать игровые ситуации знакомые большинству учеников;
  4. учитывать, что различные игровые ситуации могут дать неожиданный эффект.

Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И. Гессена, который утверждал: «… урок должен оставаться уроком, то есть содержать точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно».

Список литературы

  1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
  2. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
  3. Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
  4. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
  5. Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
  6. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2010.
  7. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 2008.
  8. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.
  9. Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.
  10. ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е. В. Камышева»
г. Гагарина Смоленской области

Игровые технологии

Заместитель директора по УВР
Наталья Николаевна Покровкова

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
А.С. Макаренко

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио¬нальное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла¬нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспе¬чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова¬тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Что входит в структуру игры как процесса? Давайте вместе составим логическую цепочку.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле¬ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль¬ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действи¬тельности, условно воспроизводимая в игре.
Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен-ным признаком - четко поставленной целью обучения и соответ-ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по-знавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча¬щихся к учебной деятельности.
Вводим игровой элемент. Игра «Продолжи (закончи) мою мысль.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классифика¬ции педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельностинафизичес¬кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процессавыделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Ука¬жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделя¬ются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определя¬ет игровая среда:различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны¬ми средствами передвижения.

Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при¬менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме¬ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб¬ных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре¬деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму¬никативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав¬нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз¬витие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта¬ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда¬ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп¬ределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имма¬нентного личности (Д.Н.Узнадзе).
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усво¬ения социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереа¬лизуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержа¬нием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения меж¬ду людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каж¬дой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психи¬ческие новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дош¬кольного возраста.

Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими ви¬дами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, сред¬ний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессио¬нальная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с чело¬веческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного вы¬ражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и об¬щение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формиру¬ется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельнос¬ти ученья.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, ко¬торые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характер¬ными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, плана¬ми и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечка¬ми», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуго¬вицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллек¬том.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким обра¬зом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иног¬да двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способ¬ности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основ¬ном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е.в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание" с «решением" и самому про¬верять точность выполнения задания.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - уда¬лось объединить один из основных принципов обучения от простого к слож¬ному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих воз¬можностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, свя¬занных с развитием творческих способностей:
развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способнос¬тей с самого раннего возраста;
их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие спо¬собностей;
поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка», ребенок раз¬вивается наиболее успешно;
развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосфе¬ру свободного и радостного творчества.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происхо¬дит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участ¬никами в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моде¬лирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ро¬левой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обста¬новка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-позна¬вательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсужде¬ние игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирую¬щей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а так¬же ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики началь¬ной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у де¬тей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовыхпредставлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблю¬дательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочета¬нии с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен¬ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников разви¬вается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспиты¬вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшеб¬ника Изумрудного города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта ме-тодика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленно¬го персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возрас¬та незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и уме¬ния, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к ро¬зыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования об¬щеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный мате¬риал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: ими¬тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного ко¬митета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение пла¬на, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседа¬ний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими¬тирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, дей¬ствий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи¬мися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать воз¬можности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интере¬сы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон¬кретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «дело¬вому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отраба¬тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 1).
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сцена¬рия - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуа¬ции и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается поста¬новка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструк¬ций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необ¬ходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап подготовки - общее описание игры
- содержание инструктажа
- подготовка материального обеспечения
Ввод в игру - постановка проблемы, целей
- условия, инструктаж
- регламент, правила
- распределение ролей
- формирование групп
- консультации

Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия - выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов

Этап анализа и обобщения - вывод из игры
- анализ, рефлексия
- оценка и самооценка
работы
- выводы и обобщения
- рекомендации

Рис. 1. Технологическая схема деловой игры

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модифика¬ции деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участ¬ников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контро¬лер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, фор¬мулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установ¬ление связи игры с содержанием учебного предмета.
Практическая часть (примеры игр, в зависимости от специфики)

Подводя итог выше изложенному можно отметить плюсы и минусы применения игровых технологий (слайд).
«Плюсы» -использование игровых технологий:
игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
идет передача опыта старших поколений младшим;
способствует использованию знаний в новой ситуации;
является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
невозможность использовать на любом материале;
сложность в оценки учащихся.
В любом случае, самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Предлагаю всем поучаствовать в последнем игровом задании.
Прошу составить синквейн к понятию «игровые технологии» с опорой на алгоритм:
- ключевое слово;
- 2 прилагательных;
- 3 глагола;
- фраза;
- обобщающее слово или словосочетание.

« Игра есть специфический фактор всего, что окружает нас в мире.

Игра старше культуры…Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.»

(Йохан Хёйзинга - нидерландский философ,

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и условие общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

1) эмоциональная - это основная функция игры - доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес, активизировать к участию в познании;

2) диагностическая - самопознание и самооценка в процессе игры;

3) релаксационная - снятие психического напряжения, средство борьбы со стрессом;

4) коммуникативная - освоение правил общения.

5) самореализация - утверждение личностных качеств в конкретном виде деятельности.

6) социокультурная - усвоение единых социально - культурных отношений, норм человеческого общежития.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, желание действовать самостоятельно.

Особенностями игры в этом возрасте является нацеленность на утверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Переход на обучение по ФГОС и новые учебники особенно сильно высветил одно из противоречий между фактическим характером учебного материала, его огромным объёмом и нежеланием, а чаще невозможностью усвоить этот материал.

Трудности педагогической практики

Значительные учебные нагрузки

Репродуктивные методы обучения

Трудности самореализации обучающихся

Перенасыщенность современного обучающегося информацией

Современные педагогические технологии направлены на главный объект обучения - студента. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности преподавателя.

Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности студентов, на развитие через эту деятельность их умений, личных качеств, общих и профессиональных компетенций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые.

Имитационные деловые игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения (комитета, совета, отдела и т.д.). Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы, диспута) и обстановка, условия, в которых происходит событие (кабинет начальника, производственный цех, лаборатория, зал заседаний). В определённом смысле они отражают репетицию элементов профессиональной деятельности по конкретной специальности.

Операционные - когда работают в игре с определённым оборудованием, конкретным объектом, проводят эксперименты и опыты.

Ролевые - через распределение ролей в мини - спектаклях, изображение персонажей (декорации, костюмы).

В учебной игре обучающийся выполняет деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а накладываясь на канву профессионального труда. Обучающийся приобретает общие компетенции: навыки взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Игра позволяет студентам раскрепоститься интеллектуально и эмоционально, проявить творческую инициативу.

Таким образом, развиваются личностные качества и общие компетенции ОК 1-ОК7.

Очень важным этапом игры является подведением итогов. Он представляет собой анализ результатов, достижение которых было целью игры.

Анализ игры. 1. Что нового узнали (термины, действия); 2. Чему научились (навыки, компетенции); 3. Полезность в будущей профессиональной деятельности.

«Будущее среднего образования лежит в играх - компьютерных, спортивных, интеллектуальных.»

(Павел Дуров, российский предприниматель, программист.)

Вывод: деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления изученного, развития творческих способностей, формирования общих и профессиональных компетенций.

Большинство прогрессивных специалистов в системе образования рассматривают учение как изменение в поведении и как результат при-обретения нового практического опыта. Для достижения этих целей необходимо организовать соответствующую игровую коллективную деятельность, теоретические и методические основы которой раскры-ты ниже. Теоретические основы технологии игрового обучения разра-ботаны известными учеными А.А. Вербицким , А.П. Панфиловой , П.И. Пидкасистым , Г.П. Щедровицким и др.

Игра, наряду с познанием и трудом, – один из основных видов деятельности человека. Детская игра – вид деятельности, заключаю-щейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленной на познание окружающей действитель-ности. Она служит одним из важнейших средств физического, ум-ственного и нравственного воспитания и самовоспитания детей.

Ролевая игра – деятельность, в которой участники берут на себядолжностные, социальные роли и в специально создаваемой игро-вой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними. Она вызывает глубокие эмоциональные переживания, свя-занные с содержанием и качеством выполняемых ролей.

Игра в учебном процессе является взаимосвязанной технологи-ей совместной обучающей и учебной деятельности преподавателей

и учащихся. Учебная игра есть целеустремленная самостоятельная деятельность учащихся, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков их применения для достижения цели игры. Первый дидактический смысл учебный игры состоит в том, что изучение

и усвоение учебного материала осуществляется путем игровой дея-тельности обучающихся. Чтобы играть, надо учиться, а играя чело-век самообучается. Например, обучение шахматам или каким-либо другим играм осуществляется в процессе самой игры.


Второй смысл игры – действовать самому. В процессе активнойигровой деятельности студента спонтанно создаются все необходи-мые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуа-ций. Процесс обучения становится проблемным и личностно значи-мым для студентов. Проблемные ситуации непрерывно возникают и разрешаются самостоятельно либо с помощью преподавателя.

Третий смысл игрового обучения заключается в том, что обучаю-щийся в ходе целенаправленной самостоятельной деятельности по решению проблемных ситуаций игры становится самостоятельно мыслящим человеком, способным к активным действиям.

Главная цель игрового обучения – в тщательно разработанных учебных условиях научить студентов эффективно работать в кол-лективе (в группе). В социально психологической и педагогической науке доказано, что групповое обучение имеет большие преимуще-ства перед индивидуальным или фронтальным. Групповое обучение включает в себя два основных типа процессов: учебный и процесс взаимодействия с другими людьми.

Важной функцией игровых технологий является привлечение студентов к поиску решения социально-психологических и управ-ленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности. Студенты, проигрывая разнообразные должностные

и личностные роли (руководителя, маркетолога, специалиста по рек-ламе, оппонента, клиента и пр.), осваивают их, знакомясь с целесоо-бразностью их поведения в той или иной ситуации.

Значимой функцией игровых имитационных занятий является так-же рождение здорового противоборства между участниками, что спо-собствует развитию их конкурентоспособности, уверенности в себе

и повышению самооценки. Участие в играх учит умению управлять своим имиджем и демонстрировать свое отличие от других участников, которые в профессиональной практике могут стать конкурентами.

Как свидетельствуют результаты педагогических исследований в области внедрения игровых технологий, на занятиях с их приме-нением информация усваивается намного эффективнее, чем при традиционном обучении. Здесь одновременно происходит и разви-тие профессионального мышления студентов, и освоение практи-ческих умений и навыков работы с людьми. Кроме того, введение

и широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30–50% при большей эффективности усвоения учебного материала.

Преподавателю, внедряющему игровые технологии, необходимо тщательно планировать их программу, определяя не только ее содер-жание, но и регламент, т.е. продолжительность времени, необходи-мого для его проведения и анализа.


118

Большинство игр, используемых в учебном процессе, относится к классу интерактивных, так как все решения принимаются участни-ками сообща – сначала индивидуально, затем в малых группах и по-сле этого обсуждаются в межгрупповой дискуссии. Интерактивное обучение основано на собственном опыте студентов, их общении

и прямом взаимодействии с областью изучаемой науки.

В интерактивном обучении существенно, по сравнению с тради-ционными технологиями, меняется роль преподавателя. Его актив-ность уступает место активности самих обучаемых, а задача препода-вателя как организатора игры – внешнее управление всем игровым процессом обучения и развития через организацию взаимодействия участников, создание условий для их инициативы и творческого по-иска эффективных решений конкретных задач и ситуаций, установ-ление обратной связи.

Познавательная активность студентов как участников интерак-тивной игры проявляется в инициировании постановки вопросов, определении способов диагностики и анализа материалов игры, из-ложении или презентации новых результатов и т.д. На интерактив-ных имитационных играх студенты должны не только осваивать, по-нимать и воспринимать получаемую от преподавателя информацию, но и осуществлять самостоятельные индивидуальные и групповые практические действия по решению проблемы или ситуации.

Примером игрового обучения являются деловые игры, приме-няемые на практических занятиях по социально-экономическим

и управленческим дисциплинам. Деловая игра – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных си-туациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

Применительно к условиям учебного процесса деловую игру на-зывают формой воссоздания (моделирования) будущей профессио-нальной деятельности специалиста и системы отношений с другими людьми. В учебной деловой игре реализуется целостная форма кол-лективной учебной деятельности (социальное содержание игры) на модели условий и динамики производства (предметное содержание игры). На занятиях, проводимых в форме деловых игр, имитируется деятельность специалистов и руководителей, отрабатывается выпол-нение их функций и обязанностей, реализуется коллективное реше-ние различных производственных задач.

Моделирование рассматривается как процесс исследования объ-ектов познания на их моделях и как построение моделей реально существующих предметов, явлений и процессов. Моделирование связано с тем, что любая игра – это модель жизни. В соответствии


с этим в деловой игре моделируются реальные или искусственно соз-данные ситуации, где могут и демонстрируются как позитивные, так и негативные формы поведения и взаимодействия.

Модели, как известно, являются общим средством познания. Они используются как для исследования, так и для обучения. Нас интересуют прежде всего игровые модели, которые в связи с раз-витием имитационных игр получают все большее распространение. Игровым моделям наиболее близка деятельность, предпринимаемая для профессиональных целей, имитирующая реальную практику.

Игровое моделирование в образовательном процессе решает, кро-ме общих, следующие очень важные педагогические цели . Оно способствует:

Созданию у обучаемых целостного представления о профессио-нальной и коммуникативной компетентности, ее динамике и месте

в реальной деятельности;

Приобретению на материалах, имитирующих профессиональ-ную деятельность, социального опыта, в том числе межличностного и группового взаимодействия для коллективного принятия реше-ний, осуществления сотрудничества;

Развитию профессионального, аналитического и практического мышления;

Формированию познавательной мотивации;

Закреплению знаний и умений в сфере профессионального дело-вого общения, формированию коммуникативной компетентности.

Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от дру-гих обучающих технологий, следующие:

Моделирование деятельности руководителей и специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений;

Распределение ролей между участниками игры;

Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

Наличие общей цели у всего игрового коллектива;

Коллективная выработка решений участниками игры, многова-риантность решений;

Наличие управляемого эмоционального напряжения;

Наличие разветвленной системы индивидуального или группо-вого оценивания деятельности участников игры (контроль и оцен-ка действий, выработка групповых норм поведения и санкций, по-ощрение, наказание, эмоциональная реакция и т.д.).

Деловые игры могут применяться для решения различных задач: обучения и развития студентов, принятия хозяйственных решений, организационного проектирования и исследования. Как средства


120 Глава 6. Педагогические технологии

обучения игры обладают тем достоинством, что повышают мотива-цию обучающихся, предоставляют возможность применить полу-ченные знания для решения практических задач.

В деловой игре студенты выполняют квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебные и профессиональные эле-менты (цели, средства, действия и др.). Знания и умения усваива-ются не абстрактно, а в процессе совместного решения профессио-нальных задач.

Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработ-ки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов :

1) принцип имитационного моделирования, предполагающий разра-ботку имитационной модели производства и игровой модели про-фессиональной деятельности;

2) принцип проблемности содержания игры, означающий, что процесс игровой деятельности строится на основе системы проблемных задач;

3) принцип совместной деятельности, основанный на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимо-действие в процессе группового решения проблемных задач.

4) принцип диалогического общения, являющийся необходимым условием игры. Каждый участник в соответствии со своей ролью вы-

сказывает свою точку зрения, отвечает на вопросы, слушает выступ-ление других участников и т.д.

5) принцип двуплановости игровой деятельности, указывающий на то, что она направлена на достижение двух целей: игровой и педаго-гической. Игровая цель – совместное решение поставленной про-блемы путем ролевого взаимодействия (игры). Педагогические цели деловой игры: вовлечение каждого учащегося (участника игры) в ак-тивную мыслительную деятельность; быстрое и прочное усвоение знаний, умений и навыков; развитие теоретического и практическо-го мышления в профессиональной сфере.

В ходе планирования игровых занятий преподавателю целесо-образно решить следующие задачи:

Корректно определить содержание игровой имитационной ча-сти учебной программы с учетом целей дисциплины и интересов обучающихся;

Отобрать учебные материалы, оборудование и технические средства;

Регламентировать общую и игровую продолжительности заня-тий по изучаемой дисциплине (лекции, игры, тренинги, самостоя-тельная работа и т.д.), адекватные поставленным целям обучения.


Методика проведения деловой игры включает шесть этапов.

1. Постановка проблемы, формулировка целей и задач занятия (про-ведения деловой игры). Раскрытие значения поставленной проблемы

и деловой игры в профессиональном становлении специалиста.

2. Подготовка участников к игре; ознакомление их с правилами игры (инструктаж); выдача необходимых материалов. Разминка пу-тем беседы, решения частных проблем, дискуссии или «мозгового штурма».

3. Изучение и анализ основной проблемы, инструкций и других материалов игровой документации. Распределение ролей между участниками и уточнение их функций.

4. Проведение игры. Моделирование профессиональной деятель-ности специалистов по решению поставленной проблемы.

5. Анализ, обсуждение и оценка результатов игры.

6. Заключительная дискуссия. Определение зависимости по-ведения участников от организации игры и уровня их активности. Оценка эффективности различных методических процессов в игре. Подведение итогов.

Весь процесс подготовки и проведения деловой игры можно раз-делить на несколько стадий: подготовка к ее проведению и разработ-ка программы, проведение игры и составление отчета. В подготови-тельные мероприятия входят:

Размножение форм деловой документации, инструктивных

и вспомогательных материалов;

Изготовление таблиц, макетов, плакатов и других игровых материалов;

Разработка программы проведения игры и подготовка соответ-ствующего для этой цели помещения; испытание (опытное прове-дение) игры.

В программе проведения игры отражаются ее цели и методика ре-шения изучаемых программ, последовательность этапов игры, при-мерное время (расписание) ее проведения, раскрываются методы решения частных задач.

Подготовка и проведение учебной деловой игры является весь-ма сложной и трудоемкой работой для преподавателя. Поэтому эту форму организации групповой учебно-познавательной деятельно-сти учащихся рекомендуется использовать в сочетании с компьюте-ром (машинный вариант игры). Для этого необходимо создать базу данных игры на машинных носителях.

Таким образом, технология игрового обучения, в отличие от тра-диционной методики преподавания, имеет ряд особенностей, основ-ными из которых являются следующие:


122 Глава 6. Педагогические технологии

Студенты вступают в активную мыслительную деятельность по решению поставленной задачи (проблемы) в соответствии с задан-ными функциями (ролями);

Познавательная деятельность осуществляется в группе (под-группе), где обучаемые общаются, обмениваются мнениями и др., т.е. имеет место групповое мышление, сотрудничество, сотворчество;

В процессе игровых занятий студенты приобретают умения и на-выки делового общения и принятия коллективных решений в раз-личных проблемных ситуациях.

При организации деловых игр в процессе обучения обеспечива-ется:

Повышение интереса студентов к учебным занятиям и к тем про-блемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;

Рост их познавательной активности, характеризующейся тем, что они усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности;

Более правильная оценка возможных реальных ситуаций обу-чающимися за счет накопленного в процессе деловой игры опыта

и использование этого в профессиональной деятельности;

Развитие их аналитического и экономического мышления;

Реализация системного подхода к решению поставленной проб-лемы.

Систематическое применение игровых методов обучения способ-ствует повышению мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, они с большим интересом начинают изучать учебную дис-циплину. В ходе совместной игровой деятельности и общения при решении учебных проблем формируются определенные человече-ские отношения между студентами, между преподавателем и студен-тами (уважение, симпатии, лидерство, сотрудничество, понимание, сочувствие и т.д.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие требования предъявляются к педагогическим техноло-гиям?

2. Раскройте сущность и особенности модульного обучения.

3. Каковы особенности и принципы знаково-контекстного обу-чения?

4. Каковы преимущества технологии игрового обучения?


Елена Володина
Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС

Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС

Фришман И. И.

Заместитель Председателя СПО – ФДО, директора ФГНУ

«Института психолого- педагогических проблем детства»

РАО, доктор педагогических наук, профессор

Произошедшие изменения в экономических, социальных условиях жизни нашей страны определили направления перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Техническое развитие , научные открытия, культурное разнообразие, вызовы и риски глобализации опережают способность человека осмысливать социальные изменения, прогнозировать сво будущее. Приоритетной становится сфера образования, в которой формируется способность личности «уметь учиться» . Интеллект и творческий потенциал человека представляет собой конкурентоспособное преимущество на рынке труда.

Принятие нового Закона об образовании в 2012 г. зафиксировало переход от стадии разработки ФГОС (начавшийся в 2005года) к этапу поиска основных технологий его реализации . В основе Стандарта лежит системно–деятельностный подход, связанный с формированием готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Это не случайно. Педагогика как наука в качестве ведущих видов деятельности выделяет три : игровую , учебную и трудовую. На практике их интеграция в сотрудничестве учителя и ученика позволяет преобразовывать учебный материал в познавательную «ситуацию развития» . Подтверждение этого мы находим в трудах Л. С. Выгодского : «Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведт за собой» , а не служит просто обогащению ребнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».

К сожалению, в современном образовательном процессе активным формам обучения не уделяется большого внимания. Игра зачастую воспринимается как «избыточный элемент» современного образования. При этом исследования педагогов, педиатров, правозащитников, нейрофизиологов из разных стран мира доказывают, что игре принадлежит фундаментальная роль в развитии человека , определяющая для его жизненного самоопределения.

Вновь обратимся к трудам Л. С. Выготского : «Ребенок в игре переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению».

При этом большинству игр присуще четыре признака :

1. Свободная развивающая деятельность.

2. Творческий, импровизационный активный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность способов осуществления деятельности.

4. Наличие правил, отражающих содержание игровых действий участников .

В структуру игры органично входят : целеполагание, планирование, реализация

цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект .

Анализируя современное состояние педагогической практики, готовность педагогов к реализации ФГОС , можно сделать вывод, что разработка игровых технологий для реализации образовательного стандарта должна учитывать факторы эффективного взаимодействия всех субъектов системы образования (педагоги, родители, обучающиеся) .

Прежде чем разрабатывать и применять игровую технологию , учителю необходимо изучить феномен игры во всм его многообразии. Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей , положений.

Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.

там же. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2. http://додмск. рф

Следовательно, целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни. Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том , что она позволяет достичь положительного эффекта :

в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей

как элемента более широкой технологии ;

в качестве способа, прима, метода, средства обучающего диалога при решении

социальных, нравственных задач;

как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности

и информационной насыщенности.

Роль игры и игровой деятельности в решении образовательных задач связана с пониманием того, что преобразование игры , игровой деятельности в технологию становится возможным, если определены конечные результаты и существует алгоритм контроля его достижений.

Очевидно, что используя игру, игровую деятельность как технологию , необходимо применять критерии результативности (обеспечение поставленной цели, воспроизводимости (возможности использовать в измененных условиях, транслируемости (возможности передачи опыта е использования в виде знаний) .

Именно поэтому дословный перевод понятия «технология » с греческого – наука о мастерстве. Овладение этим мастерством позволит на практике достичь новый уровень доступности и качества российского образования.

Публикации по теме:

Доклад «Применение игровых технологий в развитии детей среднего возраста» Можно сказать, что современная педагогическая наука совершает качественный скачок к более гуманным подходам в решении проблем личностного.

Использование игровых технологий обучения детей дошкольного возраста английскому языку в условиях реализации ФГОС It’s more than a game. It’s an institution. Thomas Hughes (1822-1896) Тема над которой я работаю, называется «Использование игровых технологий.

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

Использование игровых технологий в работе педагога-психолога Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.