Как появилась профессия бортпроводника. Как появилась профессия бортпроводника Международный день бортпроводника гражданской авиации

Как появилась профессия бортпроводника. Как появилась профессия бортпроводника Международный день бортпроводника гражданской авиации

Принято считать, что праздник возник в Германии в 1928 году. Почти девяносто лет назад на борт самолёта стали брать специального человека, который обеспечивал сервисное обслуживание экипажа и пассажиров во время полёта. Ранее эти обязанности выполнял второй пилот, что было рискованно, особенно во время долгих перелётов, и из соображений безопасности полёта и комфорта пассажиров, ввели профессию стюарда.

На тот момент бортпроводниками были мужчины, к тому же из бывших официантов, работавших ранее в дорогих ресторанах.

Но в 1930 году в США к работе стали привлекать симпатичных и миниатюрных девушек, которые, во-первых, весили меньше мужчин, а во-вторых, служили своего рода рекламой пассажирских авиаперевозок. Эта практика распространилась по всему миру, придав профессии и полётной практике романтический оттенок.

Первой стюардессой была Элен Черч, которая закончила курсы медсестёр, что стало решающим аргументом в пользу принятия её на должность бортпроводницы. Её первый полёт в качестве стюардессы прошёл 15 мая 1930 года по рейсу Сан-Франциско - Шайенн.

Сейчас спектр качеств, которыми должен обладать бортпроводник, значительно расширен. Их подбирают по принципу «трёх О»: образ внешний, то есть речь, мимика, привлекательность, опрятность и другие; образ внутренний - к нему относятся черты характера, и образ профессиональный, включающий в себя специфические навыки и знания.

В обязанности бортпроводников входят: консультировать в вопросах полётной программы, предоставлять пищу и напитки, быстро приходить по вызовам пассажиров.

Кроме того, бортпроводники должны владеть иностранными языками, уметь оказывать первую медицинскую помощь, обладать высоким профессионализмом и хладнокровием, уметь предотвращать внештатные ситуации.

Несмотря на романтичность профессии, она относится к категории опасных для жизни и здоровья. Помимо стрессов, внештатных ситуаций и вероятности катастроф, стюардессы, как и весь экипаж, подвергаются воздействию радиоактивного излучения верхних слоёв атмосферы.

Отмечают этот праздник не только бортпроводники гражданской авиации, но и студенты, преподаватели, а также слушатели и выпускники курсов профильных учебных заведений.

СМИ подготавливают передачи об этой профессии, приглашают в телестудию ветеранов гражданской авиации - бывших - и действующих стюардесс, которые рассказывают о случаях полётной жизни, и о тех путях, которые привели их в авиацию.

12 июля участники торжества обмениваются опытом, обсуждают нововведения. Отличившимся сотрудникам вручаются грамоты и ценные подарки. В праздничном застолье чередуются разные пожелания и тосты, но один остаётся неизменным - чтобы количество взлётов совпадало с числом посадок.


Всемирный день бортпроводника гражданской авиации отмечается ежегодно 12 июля. Событие не является общегосударственным выходным, оно не закреплено в перечне памятных дат Российской Федерации. Множество компаний поддерживает традиции чествований.

Профессия бортпроводника возникла в Германии в 1928 году, когда на борт самолета стали брать специального человека, в чьи обязанности входило обеспечение сервиса во время полета, - стюарда. Прежде этим занимался второй пилот самолета, что было рискованно с точки зрения безопасности полета.

Сначала функции бортпроводников выполняли мужчины. Однако уже в 1930 году в Соединенных Штатах возникла идея привлечь к работе привлекательных девушек - это должно было стать дополнительной рекламой пассажирских авиаперевозок. Существовал и еще один довод в пользу представительниц прекрасного пола: они меньше весили, что имело большое значение для самолетов того времени.
В наши дни вес бортпроводника не столь важен. Зато при подборе персонала часто используется принцип «трех О»: это образ внешний (речь, мимика, макияж, внешняя привлекательность); образ внутренний (наличие необходимых черт характера); образ профессиональный (профессиональные знания и навыки).

Главная обязанность современного бортпроводника - обеспечивать безопасность пассажиров во время полета. Кроме того, стюарды и стюардессы делают все, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно.
Бортпроводники гражданской авиации выполняют задачи по обслуживанию пассажиров во время полётов. Они обязаны консультировать, предоставлять предусмотренные пищу и напитки.

Путь в профессию начинается после окончания курсов или учебного заведения. Выпускник осваивает необходимые теоретические знания и практические навыки. К работе допускаются только сдавшие необходимые экзамены.
К сотрудникам предъявляются строгие требования к владению иностранными языками, уровню сервиса. Стюард должен обладать навыками оказания первой медицинской помощи.
Форма бортпроводниц заслуживает отдельного внимания. У каждой авиакомпании она своя - кто-то делает ставку на традиционные национальные мотивы, кто-то на элегантность, кто-то на оригинальность и пр..

Блестящий лайнер, голубые высоты – и в считанные часы человек спускается по трапу на незнакомые земли, расположенные за тысячи километров от дома. Для кого-то авиаперелеты стали частью жизни. А кто-то поднимается на борт с дрожью в ногах.

Несмотря на распространенное мнение, авиатранспорт относится к самому безопасному. Пассажирам практически не о чем беспокоиться, вверяя свою жизнь опытным пилотам.

А о комфорте и безопасности во время полета побеспокоятся стюарды и стюардессы, которые прекрасно подготовлены и знают, как найти выходы в трудных или непредвиденных ситуациях. Этим труженикам посвящен профессиональный праздник Всемирный день бортпроводника гражданской авиации, который отмечается ежегодно 12 июля.

Бортпроводник – романтическая или опасная профессия?

Милые и всегда улыбающиеся стюардессы, строгие и собранные стюарды – привычное сопровождение во время полета.

Они знают несколько языков, умеют общаться с неуравновешенными личностями, способны оказать медицинскую помощь, имеют опыт обслуживания пассажиров.

Такое сочетание качеств психолога, медика, официанта, переводчика воплотила в себя романтическая и сложная профессия бортпроводник.

Этим людям приходится регулярно менять часовые пояса, преодолевать тысячи километров в воздухе, при этом оставаясь приветливыми и вежливыми.

Новые страны, земли, люди с одной стороны противостоят постоянным перегрузкам, неадекватному общению и многочасовым пребыванием на большой высоте. Вот и решайте, на сколько романтичная профессия стюардессы опасна для жизни.

История профессии насчитывает более 80 лет. Первые пассажирские перевозки не предусматривали присутствие дополнительного человека на борту самолета. Функции бортпроводника выполнял второй пилот.

О безопасности полетов задумались в Германии – и в 1928 году в небо поднялся лайнер, на котором пассажиров обслуживал стюард. В его обязанности входило обеспечение комфорта пассажиров. Поэтому набирали стюардов среди официантов элитных ресторанов.

В Америке в 1930 году возникла идея в качестве бортпроводников приглашать девушек.

В пользу этой идеи говорило требование привлекать симпатичных девушек, которые создадут дополнительную рекламу пассажирским авиаперевозкам. К тому же, представительницы прекрасного пола имеют меньший вес, что было немаловажно в то время для полетов.

Звание первой стюардессы получила Эллен Черч, проживающая в штате Айова. Девушка увлекалась полетами и брала частные уроки по пилотажу. Поэтому она рискнула предложить свои услуги авиакомпании, которая на удивление, рискнула испробовать в роли бортпроводника женщину.

Девушка прошла испытание, и ей было поручено набрать первый отряд стюардесс. Группа состояла из семи медсестер. Основные требования к ним были: возраст – до 25 лет и вес – до 52 килограмм.

Международный день бортпроводника: кто празднует?

К современным стюардессам не предъявляются требования по весу, как к первым бортпроводникам. Но, чтобы стать бортпроводником, придется окончить специальное учебное заведения. Кроме этого, при выборе персонала авиакомпании придерживаются принципов трех О.

О: образ внешний. Внимание обращают на речь, мимику, внешнюю привлекательность, макияж, умение держать себя.

О: образ внутренний. Речь идет об определенных чертах характера: самообладания, сдержанности, коммуникабельности, стрессоустойчивости, решительности.

О: образ профессиональный. Здесь претенденты обязаны показать те знания и навыки, которые они приобрели в учебном заведении или на прежней работе.

Современный бортпроводник – это гарантия обеспечения комфорта и безопасности пассажиров во время полета.

Авиакомпании стараются подчеркнуть имидж компании за счет внешнего вида бортпроводников. Для этого компании подбирают для стюардесс особую униформу, которая может отражать национальные мотивы. В идеях формы ставка может делаться на элегантность, строгость или сексуальность.

Именно люди этой профессии 12 июля отмечают свой профессиональный праздник – Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.

К ним, конечно, присоединяются коллеги, друзья и родственники. Не отстают и студенты с преподавателями профильных учебных заведений.

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации 12 июля: традиции праздника

В Международный день бортпроводника празднуют не только российские стюарды и стюардессы. Праздник объединяет бортпроводников всего мира. Торжество обычно проходит в кругу коллег и друзей – в ресторане или на природе. Звучат слова приветствий и душевные поздравления.

Обязательно произносится тост, в котором желают, совпадения числа взлетов с посадками.

Руководство авиакомпаний старается в этот день отметить лучших и профессиональных сотрудников, которым вручаются грамоты и денежные премии, ценные призы.

Отмечается важность бортпроводников в обеспечении сервиса авиакомпании.

Цель мероприятия – привлечение внимания к профессии молодежи, поднятие престижа профессии.

Простая история о стюардессе.

Еще и сейчас, на вопрос о будущей профессии, маленькая девочка может ответить – стюардессой.

А раньше, на заре развития авиации, это была самая популярная и самая недостижимая мечта многих девочек и девушек! Хотя первые стюарды были мужчинами. В их обязанности входила, помощь пассажиру при посадке и высадке из самолета. И обслуживание их во время полета. Тогда их набирали из официантов фешенебельных ресторанов. И к технике они не имели ни малейшего отношения. Уже на дирижаблях Цеппелина были специально обученные специалисты в экипаже, для помощи пассажирам в размещении и для создания комфорта.

С бурным ростом авиации, и в частности, гражданской, остро встал вопрос о необходимости помощника пилота, стюарда, который, занимается только пассажирами, их безопасностью, оказывает медицинскую помощь, в общем, старается, что бы требовательные, капризные и любознательные пассажиры, не мешали пилоту.

Так первым стюардом стал мужчина приглашенный компанией Lufthansa в 1928 году. Он летал на самолете Junkers F-13, с четырьмя пассажирами на борту.

В 1930 году американская транспортная компания Boeing Air Transport (United Airlines), заинтересовалась опытом немецких коллег, и решила создать подобную службу на своих линиях. Этому немало способствовала Эллен Черч, медсестра из Сан-Франциско. Она брала частные уроки пилотирования. И по окончании курсов пришла к менеджеру Boeing с просьбой взять ее на службу пилотом. На получила предложение собрать и возглавить первый небольшой отряд женщин медсестер для работы бортпроводницами – стюардессами на авиалиниях. Менеджмент компании сделал правильную ставку.

Дело в том, что, в те года авиационные, пассажирские перевозки были делом не только новым, но и довольно опасным. А присутствие на борту, в полете, хрупкой миловидной девушки, в качестве члена экипажа, успокаивало даже самых нервных, и боязливых пассажиров. Да и основная профессия Эллен, в полете могла пригодиться. Малые высоты полетов приводили к сильной болтанке в приземных течениях ветров. Немногие хорошо переносили подобное испытание. Вот тут то и пригодилась подготовка Эллен Черч как медсестры.

Отбор в первую группу стюардесс из семи медсестер, был весьма жесток, даже по современным понятиям. Профессиональная медсестра. Не старше 25 лет. Весом не более 115 фунтов, а это около 52 кг. Рост был желателен поменьше. Не выше 163 см. А первой униформой девушек стал простой медицинский халат. Были еще условия, о которых сейчас не очень любят вспоминать в Америке. Девушки не имели прав жениться и заводить детей. Платили им, по тем меркам, весьма приличную сумму, 125 долларов в месяц. Но и обязанностей была масса, о которых нынешние «богини воздуха» и не подозревают. Например, в их обязанности входила, помощь экипажу в выкатке самолета из ангара, заправке топливом. Погрузка багажа и уборка самолета. Они же были гидами, и рассказывали пассажирам о местах, над которыми происходил полет.

Помимо этого они оказывали медицинские услуги и кормили всех. И даже ловили мух, раздавали жвачку и чистили ботинки клиентам! Как видите, работы было много. И, тем не менее, когда и другие авиакомпании последовали примеру Boeing Air Transport, желающих « небесными девушками» (sky girls так их тогда прозвали), было огромное количество! Только лишь во время второй мировой войны, из-за массового набора медсестер в армию, критерии отбора девушек несколько смягчили. И стали набирать любых подходящих девушек.

ЛЮБОПЫТНО, что в стране «развитой демократии»,

возрастной критерий отменили только в 70х годах.

А запрет на замужество и детей аж в 80м!

Сегодня, неправильно воспринимать стюардессу как прислугу, которая вас кормит и ухаживает за вами. Прежде всего, стюардесса должна обеспечивать вашу безопасность. И программа подготовки современных стюардесс напоминает подготовку спецназа! Помните, стюардесса на борту радушная хозяйка, временно принимающая вас у себя дома. Она не служанка, по типу «подай-принеси», а полноправный член экипажа воздушного судна. При необходимости она даже вести самолет, такие курсы тоже входят в программу подготовки. Ведите себя как в гостях у хороших друзей. И счастливого вам полета!

Это интересно:

    * Крайний срок работы стюардессы в России- 45 лет.

    * Самая вызывающая униформа была у девушек американской авиакомпании Hooters Air. Под девизом «летай горячо». Девушки были одеты в маечки и коротенькие трусики-боксеры. Компания в 2006 г. Закрылась, но всей Америке еще памятны оранжевые шортики и глубокие декольте стюардесс.

    * В тайской авиакомпании P.C/ Air работают транссексуалы с бейджиком «третий пол». Будьте бдительны!

    * Югославская стюардесса Вулович Весна, выжила при падении с 10000 метров!

    * 2-3 месяца готовят стюардесс в России. У каждой компании свои методики.

    * В 2008 году канадская стюардесса сама посадила самолет с пассажирами в аэропорту Шеннон. У командира «поехала крыша», а второй пилот получил ранение, пытаясь образумить коллегу.

Одной из самых романтичных профессий в мире является таковая стюардессы. Еще бы: работая бортпроводницей, можно не только щеголять в красивой форме компании гражданских авиалиний, но и путешествовать по свету, и получать при этом отличную заработную плату. Стюардессам и стюардам даже праздник посвятили: Всемирный день бортпроводника гражданской авиации, отмечаемый ежегодно 12 июля. Давайте узнаем, как появилась указанная специальность и с чем приходится сталкиваться людям, выбравшим ее.


Из истории профессии

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации - прекрасный повод заглянуть на страничку истории.

Стюардессы существуют и успешно выполняют свои служебные обязанности на благо пассажиров гражданских самолетов вот уже более 80-ти лет. Изначально в какой-то степени функцию бортпроводника брал на себя второй пилот. Вскоре, правда, стало ясно: такой вариант не слишком хорош с точки зрения безопасности машины и пассажиров. Тогда руководством было принято решение о том, чтобы экипаж самолета сопровождал в небе стюард как третий член команды помимо двух пилотов. Это произошло в Германии в 1928 году.


Как же появились стюардессы? Идея привлечения на работу бортпроводника молодых женщин привлекательной внешности возникла в США. Она была продиктована желанием сделать пассажирской авиации рекламу, а еще из соображений все той же пресловутой, но такой важной безопасности: вес девушек меньше веса юношей, что по всем статьям увеличило бы устойчивость самолета при перелете.

Первой стюардессой история называет некую Эллен Черч. Эта девушка работала до обретения новой должности медсестрой и совершила первый свой полет в качестве бортпроводницы 15 мая 1930 года. Более того, перед Эллен поставили задачу взять в свои руки осуществление набора в первую группу стюардесс подобных себе молодых особ. Ими в итоге стали семь медсестер, возраст каждой из которых не превышал 25 лет, а вес – 52 кг.



Требования к кандидатам

В наши дни принципы подбора молодых женщин на должность сопровождающей пассажиров авиалайнера несколько иные. Вес кандидатки уже не играет особенной роли, ведь самолётостроение далеко шагнуло вперед в XXI-м веке по сравнению с веком XX-м. Зато важно наличие трех О: конкретного образа внешнего (природная привлекательность, макияж, речь, мимика), образа профессионального (профессиональные навыки, умения, знания) и образа внутреннего (определенные черты характера и личностные качества). Имеют значение также физические параметры, такие как рост (для девушек он должен находиться в пределах 160-175 см) и размер одежды (46-54). Что касается юношей, то на должность бортпроводника гражданской авиации принимают молодых мужчин с ростом не менее 170 см и не более 185 см. Учитывается и возраст кандидатов: 18-30 лет. Однако, стоит отметить, что все перечисленные параметры могут разниться в зависимости от конкретной авиакомпании.


Недопустимо наличие у будущих стюардесс и стюардов серьезных физических недостатков, тату и пирсинга, крупных родимых пятен и родинок, шрамов на открытых участках тела. Кандидат на должность сопровождающего пассажиров авиалайнера должен быть абсолютно здоров. Это необходимое требование обусловлено тяжелыми условиями труда. Для контроля физического и физиологического состояния стюардов и стюардесс им положено дважды в год проходить медкомиссию.

По поводу образования кандидатов: оно должно быть не ниже полного среднего. Еще один важный нюанс: владение английским языком. Уровень: pre-intermediate или intermediate. Хотя бы базовые знания второго иностранного языка существенно повышают шансы кандидата на получение вожделенной должности бортпроводника гражданской авиации.


Обучение на бортпроводника (стюардессу)

Существует несколько вариантов получения навыков выбранной специфической профессии. Первый и самый удобный – курсы при авиакомпании. Такое обучение совершенно бесплатно, включая тренировки на оборудовании, которое впоследствии становится местом работы, стажировку в компании. Главное же преимущество заключается в гарантированном трудоустройстве. Из минусов только достаточно большой конкурс: 7-10 человек на место.

Второй вариант - окончание независимой школы. В этом случае обучение платное, трудоустраивать никто никого не будет – это уже задача и проблема самого кандидата.


Куда бы вы ни пошли учиться, делать вам это придется около 3-х месяцев. В некоторых частных учебных заведениях процесс длится на месяц меньше. Принимают в школу или на курсы при авиакомпании после того, как человек прошел собеседование. Оно состоит из традиционных вопросов и психологического теста. Непосредственно обучение включает в себя теоретическую и практическую части. В первую входит изучение технических характеристик и устройства авиалайнеров, информации по оказанию медицинской помощи, по улаживанию конфликтов, о пользовании спасательным оборудованием. На практических занятиях будущие стюардессы тренируются на оборудовании, представляющем собой имитацию салона воздушного судна. В завершении обучения требуется отлетать 30 часов стажа, после чего выпускнику школы/курсов выдают допуск в профессию бортпроводника.

Плюсы и минусы специальности


Итак, что приобретает человек, выбирая профессию стюарда/стюардессы?

Во-первых, это, как уже упоминалось в самом начале данной статьи, - возможность увидеть мир. Однако не стоит надеяться, что вы будете разгуливать между рейсами по гостеприимной Франции или знойному Алжиру – чаще всего на экскурсии и даже элементарную прогулку по пункту назначения у бортпроводников нет. В основном он даже не покидает здания иностранного аэропорта. Так что, главное преимущество профессии оказывается на поверку сплошным разочарованием, если не брать во внимание сам факт путешествия.

Второй бонус: относительно высокая зарплата. Ее размер зависит от стажа, который измеряют не годами, а часами полетов, и класса. Кроме того, любая авиакомпания, как правило, предоставляет своим сотрудникам полный социальный пакет, отпуск от 45-ти до 70-ти дней, всевозможные льготы.


Ну, и третий плюс: ранний уход на пенсию. Уже в 45 лет стюардов и стюардесс провожают «на покой». Соответственно, размер пенсии у бортпроводников тоже немаленький, учитывая таковой зарплаты.

К сожалению, минусов у профессии больше. Это, в первую очередь, постоянные физические нагрузки: практически все время приходиться проводить на ногах. Опять же бесконечная смена часовых, климатических поясов, колоссальная психологическая нагрузка, насыщенный рабочий день, бессонные ночи, режим работы, в котором отсутствует всякая упорядоченность… В общем, к концу профессионального пути самочувствие даже самого здорового человека приходит в упадок.

Бывшие стюардессы имеют возможность устроиться инструкторами в родной авиакомпании. Других перспектив продолжить работу в «летной» сфере у них нет.

Не забудьте поздравить 12 июля на Всемирный день бортпроводника гражданской авиации знакомых бортпроводников и стюардесс с их профессиональным праздником. Они заслуживают вашего внимания и уважения!