Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования. В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра? Какое образование после высшего

Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования. В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра? Какое образование после высшего

Сравнительная характеристика двух направлений высшего образования.

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь - европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры - 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

Кто такой специалист, и кто такой бакалавр?

В России существуют следующие ступени высшего профессионального образования:

Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр» и «магистр»
квалификация «дипломированный специалист» .

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как чиновники пришли к выводу, что она нужна в медицинских, военных и технических вузах.

Предусмотрены следующие сроки получения образования:

Не менее 4 лет для бакалавра,
не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
не менее 6 лет для магистра.

При этом "бакалавр" и "магистр" - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании. После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности. Магистр - эксперт в определенной научной области. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако для бакалавра обучение по программе магистратуры - это вторая ступень высшего образования, которая является бесплатной, тогда как для специалиста магистратура считается вторым высшим, и, соответственно, уже оплачивается. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. Поступить в магистратуру, по разным данным, смогут 1 из 5 или 1 из 3 бакалавров. Те, кто не поступил на бюджетное отделение, могут пойти поучиться на магистра за деньги, попробовать силы в другом вузе, пропустить год или вовсе отказаться от дальнейшего образования. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться лишь на третьем году обучения, первые два года - одинаковые: студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Плюсы и минусы бакалавра

С момента принятия соответствующего закона в научных кругах не стихают споры по поводу достоинств и недостатков новой образовательной системы. Дискуссия в основном ведется вокруг того, чем хороша и чем плоха степень бакалавра.

Плюсы:

Сторонники новой системы говорят о том, что двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе. Соответственно, принятие такой же системы в России решит проблему признания наших дипломов за рубежом и сделает наше образование конкурентоспособным. Поскольку иностранные работодатели прекрасно знают, кто такой бакалавр, российские выпускники смогут более свободно претендовать на работу в иностранных компаниях и за границей. Кроме того, с дипломом бакалавра они смогут продолжить обучение в магистратуре иностранного вуза.
Другой плюс в пользу получения степени бакалавра - это то, что данный выпускник при желании может легко поменять профессию. При необходимости у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности - за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования.
И третий, тоже весьма существенный плюс, относится к тому, что бакалавры учатся менее продолжительный срок: уже через четыре года они имеют возможность заняться работой и карьерой. Что весьма существенно в сложившихся на рынке труда условиях нехватки квалифицированных кадров!

Минусы:

К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования.

Так, ряд профессоров ведущих российских вузов выразили сомнение в том, что отпущенного на подготовку бакалавра времени будет достаточно для того, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. А раз так, то бакалавры будут покидать альма-матер недоучками, что приведет к общему падению уровня образования в России.
Кроме того, хотя в ряде отечественных вузов уже существует практика подготовки бакалавров, переход на такую систему сопряжен с большими материальными и временными затратами на разработку соответствующих образовательных планов.

Отношение работодателей

Самое главное, что волнует поступающих в вуз абитуриентов - насколько будет востребовано их образование на рынке труда. И, с принятием новой образовательной системы, эти волнения становятся еще более выраженными, поскольку в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и воспринимается в ключе, что бакалавр получит «сокращенные знания по предмету». Такое мнение подкрепляется рядом высказываний представителей крупных компаний в СМИ на тему того, что бакалавру не хватит знаний, и они не готовы брать его на работу, а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях, а также в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, все зависит от конкретной должности, на которую кандидат претендует.

Однако, несмотря на навязчивое муссирование темы "недоучек" в прессе, можно заметить, что в основной массе работодатели не проявляют особой активности по этому поводу - хотя бы потому, что они еще не поняли разницы между специалистами и бакалаврами. Официально система была введена совсем недавно, а те бакалавры, которые уже были выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности». Обойти этот момент еще до стадии собеседования весьма просто, ведь в резюме, как правило, не указывается никакая образовательная градация, а просто стоит упоминание о наличии высшего образования. Тем более о подобном очень редко спрашивают на собеседовании. Если же на интервью все-таки всплывает слово «бакалавр», то собеседники относятся к нему в соответствии с собственными представлениями об образовании: если компания западная, а соискатель достаточно эрудирован, то наличие у кандидата степени бакалавра воспринимается абсолютно нормально.

Очевидно, что для того, чтобы работодатели почувствовали разницу и сумели сравнить уровень подготовки специалистов и бакалавров, на рынок труда одновременно должны выйти российские выпускники, обучившиеся по двум разным программам. А для этого как минимум придется подождать ближайшие пять лет.

Подготовительные программы - Foundation Program (иногда - Preparation Courses) организуются при крупных вузах США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Японии и в учебных заведениях Европы.
Подготовительная программа:
  • готовит абитуриента к учебе в ВУЗе, дает необходимые базовые знания;
  • восполняет необходимый год обучения в случае, если абитуриент имеет сертификат или аттестат об окончании 11-летней школы (во многих странах мира принята 12-ступенчатая система обучения в школах);
  • сочетает интенсивную языковую практику вместе с подготовкой к поступлению на определенную специальность.
В разных ВУЗах Foundation Program длится от 6 месяцев до 1,5 лет. По окончании обучения выдается сертификат, который принимается данным учебным заведением, а также вузами-партнерами. Иногда абитуриенты, успешно завершившие подготовительную программу, автоматически зачисляются в университет. В любом случае, у абитуриента с сертификатом Foundation Program вероятность поступления в выбранный ВУЗ составляет 80-100 процентов.

Степень ассоциата

Степень Ассоциата - Associate’s degree присваивается в США, а также некоторых учебных заведениях Гонконга, Австралии, Канады и Нидерландов после двух лет обучения в колледже или ВУЗе. Обычно степень ассоциата получают в муниципальных колледжах США (Community Colleges), где стоимость обучения намного ниже, чем в университетах. Associate’s degree присваивается в нескольких областях: это искусство, прикладные науки, бизнес, медицинские услуги, инженерия, естественные науки.
Степень Ассоциата позволяет:
  • поступить в престижный университет тем студентам, которые не набрали достаточного количества баллов по SAT Reasoning Test после окончания школы;
  • сэкономить на обучении в ВУЗе: после двух лет обучения можно перевестись в университет, чтобы получить степень бакалавра;
  • подтянуть английский до уровня, необходимого для учебы в университете.
После двух лет обучения выдается диплом о получении степени ассоциата, который принимается ВУЗами США и нескольких других стран, если студент решит продолжить обучение. Кроме того, данной степени достаточно для того, чтобы найти работу в некоторых сферах (младший персонал).

Бакалавриат

Степень бакалавра - Bachelor"s degree - академическая степень, которая присваивается студенту по завершении основной программы высшего профессионального образования. Получив диплом бакалавра, выпускник может начать карьеру по специальности или продолжить обучение в магистратуре.
Степень бакалавра:
  • свидетельствует о фундаментальной профильной и практической подготовке выпускника по выбранному профилю;
  • дает право работать по специальности (большинство выпускников США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, стран Европы предпочитают остановиться на степени бакалавра и начать карьеру);
  • дает право на получение степени магистра тем, кто планирует связать свою жизнь с наукой.
Для того, чтобы получить Bachelor"s degree, необходимо учиться в ВУЗе от 4 до 6 лет в зависимости от выбранной специальности, страны и учебного заведения. Как правило, на многие специальности обучаются 4 года. 5-6 лет обучения на бакалавриате предусмотрены для получающих медицинскую специальность.

Магистратура

Степень магистра - Master"s degree - академическая степень, присуждаемая по окончании магистратуры (мастерата) во многих странах мира. Магистратура - второй уровень высшего профессионального образования. Как правило, степень магистра получают студенты и выпускники, которые хотят связать свою жизнь с наукой и исследованиями. Для того, чтобы начать карьеру по выбранной специальности, в странах Европы, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии достаточно степени бакалавра. Существуют программы по естественным наукам (Master of Science, MSc), программы по гуманитарным наукам (Master of Arts, MA), а также программа делового администрирования (Master of Business Administration, MBA).
Степень магистра:
  • свидетельствует о том, что студент после окончания магистратуры получил более глубокие знания по выбранному профилю;
  • дает возможность заниматься научной деятельностью или поступить в докторантуру (аспирантуру).
Обучение на магистратуре длится 1-2 года в зависимости от страны. В Великобритании, например, эта ступень занимает один год обучения, а в США - два года. По окончании магистратуры выпускник получает диплом магистра.

Докторантура

Степень доктора - PhD - ученая степень послевузовского образования, которая присваивается экспертам в той или иной области, успешно окончившим докторантуру. Как правило, в докторантуру поступают выпускники магистратуры. Степень доктора философии (Doctor of Philosophy - историческое название, в настоящее время практического отношения к философии не имеет) присуждается в разных научных областях. Данная степень:
  • дает возможность заниматься научной работой, преподавать в ВУЗах, начать академическую карьеру;
  • свидетельствует о глубоких знаниях и высокой квалификации по выбранному профилю.
В большинстве стран мира докторантура длится от 3 до 6 лет. В некоторых странах мира степень PhD является высшей учёной степенью. В США, Австралии, Новой Зеландии обладатели степени PhD могут проводить свои исследования в рамках постдокторантуры (Research fellow).


Следует различать бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Первые два направления выпускают докторов наук, аспирантов, профессоров.

Они могут заниматься как профессиональной, так и преподавательской деятельностью.

То есть, если студент получил степень магистра юридических наук, он может работать юристом в какой-нибудь фирме, стать адвокатом, прокурором и т.д., но при этом, он также может преподавать юриспруденцию в ВУЗах.

Бакалавриат

Бакалавриат считается первой ступенькой для получения полного высшего образования. После нее студент может пойти учиться на магистра или работать по полученной профессии.

Срок обучения составляет 3-5 лет (в зависимости от формы обучения и факультета). В конце каждого учебного года он пишет курсовую, сдает отчеты по практике, пишет и защищает в конце обучения квалификационную работу.

Во время обучения на бакалавра студент приобретает общие знания , касающиеся выбранной области науки (профессии). После окончания учебы он получает степень бакалавра, диплом о наличии у него неполного высшего образования.

С дипломом бакалавра не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Хотя по закону, квалификации бакалавра достаточно для занятия должностей, для которых требуется получение полного высшего образования, но большинство российских предприятий и госучреждений неохотно берут на работу бакалавров, считая, такое образование не полным.

Поэтому при выборе направления бакалавра, следует учитывать, что придется в дальнейшем учиться на магистра.

Магистратура

Для того чтобы стать магистром необходимо сначала получить степень бакалавра. При этом направление магистратуры должно совпадать с тем, по которому студент получил диплом. Иначе его не примут.

Поступление в таком случае происходит без сдачи экзамена, но в некоторых ВУЗах от него могут потребовать пройти дополнительное испытание, если число желающих поступить превышает количество свободных мест в учебном заведении.

Степень магистра дает право претендовать на преподавательские должности в высших учебных заведениях , а также право на прохождение аспирантуры и докторантуры, а также дальнейшего продвижения по профессии преподавателя и ученого, вплоть до члена академии наук.

В конце обучения, который в среднем длится 2-3 года, студент пишет и защищает магистерскую диссертацию.

Диплом магистра, в отличии от диплома бакалавра считается полным высшим образованием , наравне со специалитетом, но только немного в другом направлении. В конце обучения, студент получает степень магистра.

С этого момента может, как преподавать, так и работать по полученной профессии (при условии, что его возьмут на работу). Причем их будут принимать на работу точно также как выпускников, имеющих диплом специалиста. Они имеют равный вес.

Особенности специалитета

Специалист, как и бакалавр, не может преподавать . Он получает в институте или университете только те знания, которые ему пригодятся на работе.

Специалист может быть принят на работу по профессии сразу с третьего курса (во время прохождения практики) или после окончания ВУЗа. Чтобы получить возможность преподавать, он должен закончить магистратуру и аспирантуру.

Преимущество специалитета по сравнению с бакалавриатом заключается в том, что он может устроиться по профессии, в том время, как бакалавру это сделать практически невозможно. Учебная программа не содержит дисциплин педагогической подготовки. Основной упор в учебной программе делается только на тех дисциплинах, которые необходимы для овладения профессией.

Учебный процесс разделен на два этапа : первый проходит до третьего курса и на нем изучают общие знания по профессии, на остальных курсах студент проходит дисциплины, которые дают ему специальные знания и навыки. Он будет обязан проходить практику, писать и защищать отчеты по проделанной практической работе.

Для того чтобы получить квалификацию специалиста, студенту необходимо учиться 5-7 лет, в зависимости от факультета и формы обучения (заочники и хирурги учатся дольше ). В завершение учебы, студент пишет и защищает дипломную работу. По завершению обучения студенту присваивается квалификация специалиста.

Если сравнивать специалитет и бакалавриат, удобнее сразу поступать на специалитет, однако в связи с тем, что образование в России реформируется с целью приблизить его к европейским стандартам образования, специалитет в ВУЗах упразднили.

Это не значит, что обладатели квалификации специалиста не смогут устроиться в дальнейшем на работу, просто у всех абитуриентов, поступающих в ВУЗы с 2012 года, отсутствует возможность получить диплом специалиста.

Что такое уровни высшего образования (бакалавриат и магистратура)?

Уважаемые абитуриенты!

С 2011 года в Российской Федерации вводится двухуровневое высшее профессиональное образование:

Первый уровень - бакалавриат.

Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года.

Второй уровень - магистратура.

Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «магистр» составляет два года на базе бакалавриата.

Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохранится лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.

С чем связано нововведение?

Нововведение связано с тем, что в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на формирование единого европейского образовательного пространства. Цель Болонского процесса - расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Каковы преимущества бакалавритата?

В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить «узких» специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества. Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет на первых курсах обучения по широкому направлению, более осознанно выбрать профиль программы, который обычно реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат - это полноценное высшее образование на уровне мировых стандартов.

Те студенты, которые учатся на бакалавриате, получат самое обычное высшее образование, просто иным путем, в более сокращенные сроки. Причем в рамках бакалавриата, как правило, предполагается обучение по определенным профилям подготовки. Профиль - это система организации образования, при которой обеспечивается углубленное изучение профильных дисциплин и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении дальнейшего трудоустройства и продолжения образования.

Выбор профиля - это важное личное решение, которое предоставит возможность после изучения общих профессиональных дисциплин изучить специальные профильные дисциплины, что позволит развить навыки и умения, а так же проявить способности в понимании дальнейшей профессиональной деятельности, начиная с элементарного уровня и до самого сложного.

После изучения всех требуемых курсов по выбранному направлению и прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику будет присвоена степень бакалавра и выдан диплом бакалавра государственного образца.

Диплом бакалавра

В бланке диплома бакалавра есть типографская запись - «диплом является документом о высшем образовании».

В дипломе бакалавра будет, например, написано:

  • для бакалавров экономики: Присуждена степень бакалавра по направлению «Экономика».
  • для бакалавров менеджмента: Присуждена степень бакалавра по направлению «Менеджмент».

Возможности трудоустройства и дальнейшего обучения бакалавров

  • закончив бакалавриат, выпускник получит общую фундаментальную и профильную практическую подготовку, достаточную для выполнения профессиональных задач.
  • появляются более широкие возможности при трудоустройстве, которые достигаются отсутствием узкой специализации, это позволяет занимать должности, квалификационными требованиями которых предусмотрено наличие высшего образования.
  • степень (квалификация) «бакалавр» является общепринятой в международной классификации и понятной для работодателей во всем мире, с дипломом бакалавра появляется возможность устроиться на работу за границей.
  • тем студентам, которые имеют сильное рвение к учебе, и четыре года обучения покажутся недостаточными можно после окончания бакалавриата поступить в магистратуру, где можно будет получить высшую академическую степень ― магистр.

Текущий раздел

  • Приёмная комиссия
  • Прошлые годы
  • Прием в УдГУ в 2018 г.
    • Расписание вступительных испытаний, проводимых УдГУ самостоятельно
    • Информация о сроках проведения приема, в том числе о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, проведения вступительных испытаний, завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления
    • Количество мест для приема на обучение
    • Информация об особых правах и преимуществах, предоставляемых поступающим, в том числе обусловленных уровнями олимпиад школьников
    • Информация о возможности сдачи вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, на удмуртском языке и иностранном языке
    • Минимальное количество баллов, необходимое для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Минимальное количество баллов по вступительным испытаниям творческой и профессиональной направленности
    • Информация о формах проведения вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно
    • Информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих
    • Информация о возможности подачи документов для поступления на обучение в электронной форме, информация об электронных адресах для направления документов, необходимых для поступления
    • Информация об особенностях проведения испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
    • Информация о проведении вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий
    • Правила подачи и рассмотрения апелляции по результатам вступительных испытаний, проводимых УдГУ
    • Информация о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (заключения)