Обратная связь в психологическом консультировании. Психологическое консультирование. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди

Обратная связь в психологическом консультировании. Психологическое консультирование. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди

Диалог психолога с клиентом имеет существенные отличия от беседы с приятелями и близкими людьми. Вопросы, которые пси­холог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

s поддержку контакта с клиентом;

S получение информации;

S проверку либо уточнение гипотез;

S передачу информации.

Таким образом, навык задавания вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков психолога. Вопросы являются основным элементом беседы и главным сред­ством получения информации от клиента. Умение психолога зада­вать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий эффективного консультирования.

Психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей (см. таблицу).

Целевое назначение вопросов

Цель вопроса Средства Примеры
Получение информации Когда это случилось? Расскажите о последнем слу­чае.

Что Вы чувствовали в этот момент?

Проверка консульта­тивной ги­потезы Анализ ситуации и при­чин ее возникновения, вы­явление закономерностей, интерпретация

Правильно ли я понял, что...?

Возможно, что Ваше поведе­ние привело к...?

Передача информации Информирование о возрастных особенностях, психологических законо­мерностях и нормах Встречались ли Вам сходные проявления у других? Как Вы считаете, данный факт связан с тем, что он по­шел в школу?
Поддержка клиента Информирование об уни­версальности данного пе­реживания или ситуации Как Вы думаете, такая ситуа­ция уникальна? Чем я могу быть Вам поле­зен?
Цель вопроса Средства Примеры
Получение информации Конкретизирующий вопрос; вербализация мыслей и чувств клиента Когда это случилось? Расскажите о последнем случае. Что Вы чувствовали в этот момент?
Проверка консультативной гипотезы Анализ ситуации и причин ее возникновения, вы явление закономерностей, интерпретация Что, на Ваш взгляд, привело к...?

Правильно ли я понял, что...?

Возможно, что Ваше поведение привело к...?

Передача информации Информирование о возрастных особенностях, психологических закономерностях и нормах Встречались ли Вам сходные проявления у других? Как Вы считаете, данный факт связан с тем, что он пошел в школу?
Поддержка клиента Информирование об универсальности данного переживания или ситуации Как Вы думаете, такая ситуация уникальна?

Чем я могу быть Вам полезен?

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет».

Открытые вопросы дают психологу довольно важную информа­цию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не скажете ли Вы, о чем пойдет у нас разговор?» дает клиенту возможность сформулировать свой ответ без ограничений.

Используя открытые вопросы, психолог может уяснить следу­ющие обстоятельства: общую картину ситуации; основные факты; эмоциональное отношение клиента к этим фактам; суждения кли­ента. На стадии сбора информации ставится цель выяснить, как клиент понимает проблему, а также чувства и особенности его мышления. Те же вопросы можно использовать на третьей стадии интервью (желаемый результат), чтобы узнать, каковы цели кли­ента, что он думает об этих целях и др.

Психологу необходимо сохранять чувство такта и меры при рас­спрашивании клиента. Вопросы «почему» особенно тревожны и вызывают у клиента желание защититься. Кроме того, такие вопросы активизируют защитный механизм рационализации: обыч­но клиент уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Гештальт-терапевты интерпретируют задавание вопросов как проявление агрессии. В самом деле, психолог, который активно и долго расспрашивает клиента, может восприниматься последним как агрессивный. Некоторые направления (когнитивное, РЭТ) используют их широко, а клиент-центрированные терапевты во­обще возражают против применения в консультативной сессии большого количества вопросов.

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить однозначно: «да» или «нет». Закрытые вопро­сы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Такие вопросы, как правило, мешают клиенту укло­ниться от темы разговора. Но при частом использовании они мо­гут вызвать тревогу у клиента.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые воп­росы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно помнить при работе с легко внушае­мыми клиентами, с маленькими детьми. Вместе с тем использова­ние закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являют­ся в равной степени социально приемлемыми, например: «Одни люди думают об этом так (...), другие - так (...)».

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно по­лучить при помощи таких микротехник, как минимальное под­крепление, поддержка, пересказ, отражение чувств и др.

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

1.Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").

2.Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?").

3.Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"),

4.Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?").

Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Чересчур большая склонность расспрашивать во время консультирования создает много проблем: превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консультант спросил еще о чем-нибудь; заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем; переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни; "уничтожает" подвижный характер беседы.

Несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

1) Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.

2) Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.

3) Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию.

4) Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

5) Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге.

6) Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ.

Какую бы схему психологического консультирования психолог-консультант ни выбрал, всегда в процессе психологического консультирования он должен вместе с клиентом найти ответы на четыре вопроса:

· Что Вы чувствуете?

· Что Вам мешает?

· Что Вы хотите?

· Как Вы это делаете?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение образования

Белорусский Государственный Педагогический Университет

имени Максима Танка

Кафедра социальной психологии

Контрольная работа

по дисциплине

Основы психологического консультирования

«Техники и приемы психологического консультирования»

Студентки 5-го курса

Никифорович Натальи Николаевны

Введение

2.2 Разновидности вербального общения

2.2.1 Письменная речь

2.2.2 Устная речь

2.4. Разновидности невербального общения

2.4.1 Жесты

2.4.2 Мимика

3.1 Понятие слушанья

3.2 Основные виды слушания

4. Техники воздействия

Заключение

Введение

Психологическое консультирование как профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

В психологическом консультировании сталкиваются, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п.

С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Что же такое консультирование?

Беркс и Стэффлре предложили такое определение: “Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек.

Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера”.

Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1) Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2) Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3) Консультирование способствует развитию личности.

4) В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5) Сердцевиной консультирования является “консультативное взаимодействие” между клиентом и консультантом, основанное на философии “клиент - центрированной” терапии.

Определение психологического консультирования охватывает стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

1. Структурирование межличностного пространства

межличностный вербальный консультирование мимика

Межличностное пространство или дистанция общения - это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше расстояние между общающимися. Это расстояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их психологических особенностей и национальных стандартов поведения.

Пол и личностные особенности также определяют расстояние между партнерами. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины. Психически уравновешенные люди подходят ближе друг к другу, тогда как тревожные стараются держаться в отдалении. Заинтересованные друг в друге собеседники сокращают дистанцию общения.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление на собеседника, когда сидят или стоят на расстоянии, по их мнению, соответствующем дистанции диалога. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное расположение отрицательно сказывается на эффекте общения.

Экспериментально установлено, что ближе всех допускаются родственники, близкие знакомые, врачи.

Излишне большая дистанция общения подчас ранит самолюбие и достоинство человека. Ему может показаться, что он неприятен партнеру или же он может посчитать партнера высокомерным. На расстояние между общающимися может повлиять стол, исполняющий роль барьера и ассоциирующийся с высоким статусом собеседника. Поэтому, когда слушающий садится сбоку от стола, беседа принимает доверительный характер. По этой же причине педагогу предпочтительнее проводить личные беседы с воспитанниками не за столом, а в менее официальной обстановке. Задушевным, интимным откровениям соответствует и способствует "шепотное" расстояние.

Иногда отношения выражаются такими пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится и кого мы боимся или «держаться поближе» к тому, в ком заинтересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе друг к другу они расположены.

Существует большое количество информации о том, что животные, птицы и рыбы устанавливают свою сферу обитания и охраняют ее. Но только недавно было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории.

Исследует взаимное размещение людей и регулирование своего персонального пространства при общении наука -- проксемика.

Американский ученый Э. Холл, один из первых в области изучения пространственных потребностей человека, в 1969 г. издал книгу «Молчаливый язык». Персональное пространство в конкретном контакте определяется дистанцией общения и ориентацией в пространстве (наклонившись, откинувшись и др.). Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность.

Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на четыре зоны.

Э. Холл выделил 4 межличностных расстояния, каждое из которые имеет ближнюю и дальнюю фазы:

1. Интимная зона (0-0,45 м)

Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его тело. В ней подразумевается тесное общение, оно соответствует доверительным отношениям | и принято между очень близкими людьми (родственниками, супругами, возлюбленными, очень хорошими друзьями). Может встречаться в спорте -- в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов, но не обязательно позитивно окрашенное.

2. Персональная дистанция, или личная зона (0,46-1,2 м)

Личная зона -- это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на дружеских вечеринках, предназначена для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям. Это оптимальная дистанция для разговора, беседы.

3. Социальная дистанция (1,2-3,6 м)

Социальная зона -- это расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем, обычно выдерживается при официальном и формальном общении, официальных встречах в рабочей обстановке, улаживании безличных дел и т. п.

4. Публичная дистанция (более 3,6 м)

Публичная зона -- это расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

Размер дистанции не означает, что нужно вступать в общение не иначе, как вооружившись рулеткой: просто обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят и сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам взаимодействия.

Существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками. Интуитивно всегда чувствуется нарушение дистанции, особенно в тех случаях, когда она нарушается не нами, а по отношению к нам. Другими словами, когда страдаем мы, а не тогда, когда доставляем неудобство собеседнику. Впрочем, страдают все. Если вашего собеседника не устраивает выбранная вами дистанция разговора, то, в конечном счете, пострадает не только он, но и вы -- вас плохо или не так поймут.

Заметить нарушение дистанции можно по мимике человека, он также будет то двигаться, отступать от вас, если дальше некуда -- будет зажатость лица, шеи.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия.

Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении. В личное пространство другие люди «заходят» в двух случаях:

Любимые, родные люди, таким образом, выражают приязнь, близость, доверие;

Неприятели вторгаются в личное пространство, чтобы атаковать.

И в том, и в другом случае испытываются очень сильные чувства -- приятные или неприятные. Оба события (и выражение любви, и выражение вражды) являются чрезвычайно важными.

Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми, как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют.

Межличностное пространство влияет на длительность и частоту визуальных контактов. Чем ближе находятся люди друг к другу, тем короче и реже их взаимные взгляды. Напротив, находясь на удалении, они смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания в разговоре.

2. Вербальное и невербальное общение. Вопросы в психологическом консультировании

2.1 Характеристика вербального общения

Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники хотят сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние.

Владение языком жестов позволяет безошибочно читать собеседника и при случае самому применять средства невербальной коммуникации с целью воздействия на собеседника. Это важно как при общении с родственниками, друзьями, сексуальным партнером - так и на работе, с коллегами, начальником или клиентами. Узнав больше о том, что чувствует собеседник, по его жестам, важно выбрать правильную стратегию поведения.

2.2 Разновидности вербального общения.

Основные формы делового общения:

Деловая беседа - это передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам. По итогам деловых бесед принятие решений, заключение сделок необязательно. Деловая беседа выполняет ряд функций, в том числе:

Взаимное общение работников из одной деловой сферы;

Совместный поиск, выдвижение и оперативную разработку идей и замыслов;

Контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий;

Стимулирование деловой активности и проч.

Деловая беседа может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

Деловые переговоры - основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Деловые переговоры всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

Спор - столкновение мнений, разногласия по какому - либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон осваивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссий и проч.

Деловое совещание - способ открытого коллективного обсуждения проблем групповой специалистов.

Публичное выступление - передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

Деловая переписка - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста.

Письма, исходящие из вышестоящих организаций, содержат, как правило, указания, уведомления, напоминания, разъяснения, запросы. Подведомственные организации направляют вышестоящим сообщения, запросы. Организации обмениваются письмами, содержащими просьбы, предложения, подтверждения, извещения, сообщения и проч.

Переписка как вид делового общения делится на собственно деловую и часто - официальную:

Деловое общение - это корреспонденция, направленная от имени одной организации на имя другой. Она может быть адресована коллективу или одному человеку, выступающему в качестве юридического лица. К такой корреспонденции относятся коммерческие, дипломатические письма и др.

Частным официальным письмом является деловое послание, которое адресуется от имени частного лица организации частному лицу. Деловая переписка сохраняет настоящее время ряд этических и этикетных норм и правил, которые ограничивают ее канцелярский характер.

Телефонные переговоры.

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используется такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. Основные этические требования к поощрениям - их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности.

Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег к работе. Критика должна быть объективной (т.е. вызываться негативными поступком, неумелой и недобросовестной работой) и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, мобилизовывать на лучшую работу.

Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основные этическое требование к наказаниям их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.

2.2.1 Письменная речь

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:

коммуникативная (функция обмена информацией);

конструктивная (формулирование мыслей);

апеллятивная (воздействие на адресата);

эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами);

метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

2.2.2 Устная речь

Устная речь - это любая звучащая речь.

Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень четкости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать все богатство человеческих переживаний, настроений и т.п.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.

2.3 Характеристика невербального общения

При невербальном общении средством передачи информации являются поза, мимика, жесты, интонации, взгляд, территориальное расположение и т.д.

Постукивание предметами или пальцами, ерзание по стулу, помахивание ногой, разглядывание часов, взгляд мимо Вас. Если человек сидит на краешке стула, всем телом как бы устремлен вперед, руками уперся в колени - он спешит, или ему настолько надоел разговор, что он хочет поскорее его закончить. Лучше не допустить подобной ситуации - так что не злоупотребляйте вниманием и терпением собеседника. Точно соблюдайте обговоренное время с деловым партнером и не предлагайте свое общество людям, которые в нем совершенно не нуждаются, чтобы не навлечь на себя агрессию не прослыть занудой.

Жесты эмоционального дискомфорта:

Собирание несуществующих ворсинок, отряхивание одежды, почесывание шеи, снимание и надевание кольца говорят о том, что партер испытывает внутреннее напряжение. Он нуждается в поддержке и совершенно не готов принимать какие бы то ни было решения.

Что делать? Поделитесь собственными чувствами - пусть поймет, что Вы на одной с ним стороне (я очень волновался перед нашей с Вами встречей). Некоторое время ведите разговор «ни о чем» или переключитесь на менее значимую тему. Можно обсудить все, что угодно, начиная прекрасной ручки клиента или прически подруги, заканчивая погодой, газонной травкой для дачи. Однако обязательно выслушивайте ответы даже на дежурные вопросы, люди не любят чувствовать, что с ними общаются формально, не интересуясь их мнением по-настоящему.

Поэтому, когда обращаетесь с просьбой или предложением, либо сразу приступайте к деловой части общения, либо, задавать вопросы общего характера, поддерживайте беседу. Нe бывает ничего более отталкивающего в манере некоторых людей, когда вопросы дежурные уже прозвучали, а ответы на них с полуфразы перебиваются. Жесты лжи, когда человек хочет скрыть что-либо, он бессознательно касается рукой лица - как бы прикрывает ладонью угол рта, или потирает нос. Однако не путайте этот жест с жестом скуки - когда человек опирается подбородком или щекой на руку или обе (ладони, или сложенные в кулаки).

Не показывайте человеку, что Вы сомневаетесь в его словах и не пытайтесь поймать его на лжи, доказать факт лицемерия. Наоборот, повторите сказанные им слова (То есть, если я Вас правильно понял, то), так, чтобы оставить ему путь для отступления, чтоб он мог поправить Вас. Жесты превосходства, когда Вы видите направленный на Вас указательный палец, высоко поднятый подбородок, фигуру в форме руки в боки, можете совершить несколько ошибок. Либо начать подыгрывать такому важному человеку, сутулясь, подобострастно кивая и соглашаясь с каждым его словом, либо повторять все его движения, расправить плечи, поднять подбородок (занять позицию соперничества). Оба варианта проигрышны.

Эффективнее всего, встретив такого напыщенного человека, подчеркнуть его значимость, сохраняя при этом свое лицо. Например, заявить Мне рекомендовали Вас как опытного, знающего специалиста, или как бы Вы поступили на моем месте? Задавать подобный вопрос, разумеется, надо обязательно внимательно выслушать ответ, каким бы парадоксальным он не казался Вам. Заметьте про себя, когда напряжение и напыщенность спадет с партнера. Его лицо расслабится также, как и вся фигура, а черты лица примут более спокойное, человечное выражение.

Невербальные компоненты поведения включают в себя жесты, позы, мимику, запахи, интонации и некоторые другие, более сложно считываемые. Мимика обычно легко интерпретируется интуитивно: улыбка, нахмуривание - это выражения лица, известные нам с детства. С другой стороны, мимику человек довольно часто подчиняет сознательному контролю: сдерживает насмешку, прячет страх за гримасой превосходства. Нелишне знать, однако, что, например, отведение глаз в сторону означает сомнение, колебание, неуверенность - а взгляд в потолок - воспоминание.

2.4 Разновидности невербального общения

Невербальное (бессловесное) общение играет в нашей жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным, от 60 до 80% информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу.

Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны.

К основным из них относят:

1)визуальные,

2) аудиальные,

3) тактильные,

4) ольфакторные.

1. Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях.

К основным визуальным средствам общения относят:

Движения туловища, особенности походки и др., обычно называемые пантомимикой;

Пространственную и временную организацию общения (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.), называемую проксемимикой;

Выражение лица, выражение глаз;

Позу, осанку, посадку головы;

Направление взгляда, визуальные контакты;

Кожные реакции - покраснение, бледность, потливость;

Подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаков пола, возраста, расы);

Средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и т.д.)

2. Выделяют две группы аудиальных средств общения:

Паралингвистические, характеризующие качество голоса, его диапазон, тональность, (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука). Паралингвистические средства еще называют «вокальной мимикой»;

Экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье)

3. Тактильные средства общения включают в себя все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объятия, поцелуи, хлопки по плечу и др.)

4. К ольфакторным средствам общения относят:

Приятные и неприятные запахи окружающей среды;

Естественный и искусственный запах человека.

На невербальные средства общения накладывают сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Наряду с интернациональными невербальными проявлениями отношения к другому человеку (например, улыбкой, рукопожатием и д.р.), существуют и сугубо национальные, региональные. Кроме того, частота невербальных проявлений у различных народов также не одинакова.

Например, в течение часа общения финн совершает в среднем два жеста, француз - восемьдесят, итальянец - сто десять, мексиканец - более ста шестидесяти. Вот почему невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

По характеру связи общающихся различают:

Непосредственное общение, как контакт «с глазу на глаз»;

Опосредованное, как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических средств, отдаляющих во времени или на расстоянии получение обратной связи между участниками.

По количеству участвующих в общении людей различают:

Межперсональное общение, т.е. непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников;

Массовое общение, т.е. множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникации, опосредованные различными видами средств массовой информации.

По включенности в процесс общения социальных слагаемых различают:

Межличностное общение (общение между конкретными личностями, обладающими уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий; социальные роли общающихся играют в таком общении вспомогательную роль);

Ролевое общение (общение между носителями определенных социальных ролей). В этом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные шаги, действия, диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Однако сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает, как вести общение в главном, основном, оставляя тем самым некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнения конкретной социальной роли.

Другими словами, ролевое общение не только не отрицает, но и предполагает привнесение личных моментов в это общение. Правда, они вносят по отношению к социальной роли подчиненный характер.

Деловое общение может осуществляться в различных стилях.

Выделяют три основных стиля:

1) ритуальный стиль, в соответствии в которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер - лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличии от следования роли - социальной, профессиональной, личностной;

2) манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество Профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

3) гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Гуманистическое общение определяется не столько извне (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). В данном общении больше, чем в других видах, прослеживается зависимость от индивидуальности.

Каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.

2.4.1 Жесты

Жесты - движения тела, обычно кистей рук, которые в целом отражают мысль или чувство.

Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.

Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.

Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.

Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание, постукивание ногой, ручкой и т.д.

2.4.2 Мимика

Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).

Под мимикой понимается движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений - мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения - состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение.

Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга - отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

3. Виды слушания. Техники слушания

3.1 Понятие слушанья

Вербальное общение состоит из двух процессов - слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение - это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восприятия. В действительности хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать.

Причем есть огромная разница между тем, слышим мы нашего собеседника или его слушаем. Путать эти понятия нельзя: если мы слышим голос собеседника, но не вникаем в содержание его речи, то это будет означать, что мы слышим, а не слушаем собеседника. Слушать же - значит не только вникать в содержание речи собеседника, но и воспринимать истинное сообщение, которое может быть скрытым, вдумываться в слова собеседника, анализировать состояние собеседника и причины, толкнувшие его на то или иное высказывание.

Однако экспериментальные исследования психологов показывают, что большинство людей не обладает навыками эффективного слушания и воспринимает речь собеседника лишь поверхностно (если воспринимает вообще). И лишь 10% людей обладают умением слушать собеседника, вникать в сущность сообщения и лежащие за этим сообщением чувства и мысли. Интересно, что лучшими способностями к слушанию обладают женщины, мужчины же более склоны слушать самих себя и часто перебивают собеседника, рассматривая беседу как возможность «себя показать», как некое соревнование.

Почему же мы не слушаем, хотя умение слушать может дать нам возможность узнать новую информацию, не говоря уже о том, что оно способно раскрыть нам внутренний мир собеседника? Причины этого довольно тривиальны:

Мы не хотим тратить на выслушивание собеседника время и силы.

Мы не слушаем, если у нас сложилось непоколебимое мнение по вопросу, о котором идет речь.

Мы не слушаем, если считаем себя специалистами по рассматриваемой проблеме.

Мы не слушаем, если боимся критики в свой адрес (а именно критику и нужно слушать самым внимательным образом).

Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания?

При беседе с другим человеком нужно убрать посторонние мысли;

В процессе слушания необходимо производить анализ скрытой в речи собеседника информации, причин, толкнувших его на разговор;

Пока говорит собеседник, нельзя обдумывать контраргументы, это вполне можно сделать в паузах, поскольку скорость мышления примерно в 4 раза больше скорости речи;

Нужно стараться преодолевать желание сменить тему, особенно, если разговор не из приятных (иначе время для расставления всех точек над «и» будет потеряно и ваши деловые отношения с этим человеком могут быть испорчены навсегда, тогда как причина разлада может быть эфемерной - слух, неверно интерпретированные жесты и слова);

Ни в коем случае не перебивать собеседника;

Сконцентрировать свое внимание на сущности разговора.

Но важно не только внимательно слушать, но и показывать это.

Показать, что вы слушаете собеседника, можно несколькими способами.

Во-первых, нужно повернуться к собеседнику лицом (а не стоять к нему боком, ибо это признак незаинтересованности), если же вы сидите, то нельзя сидеть развалясь (это признак неуважения), лучше сесть прямо.

Во-вторых, ваша поза должна быть открытой, т.е. руки и ноги не должны быть скрещены.

В-третьих, собеседника следует поддерживать взглядом, т.е. смотреть на говорящего, но, конечно, не пристально.

Вообще же о человеке, который не избегает смотреть в глаза своему собеседнику, складывается более благоприятное впечатление.

3.2 Основные виды слушания

Существует два вида слушания - нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.

При нерефлексивном слушании контакт с собеседником поддерживается невербально и простейшими фразами, например: «Да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Нерефлексивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным. Об этом говорит такой пример. Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это им предложили оплату, которая зависела от времени, в течение которого длится речь. Некоторые участники проговорили несколько дней подряд. Почувствовав себя лучше, так как некоторым из них впервые представилась возможность выговориться, многие отказались от оплаты и решили, что магнитофон лучше всякого собеседника.

Даже при нерефлексивном слушании можно значительно облегчить общение с собеседником, поскольку, что даже незначительный знак внимания побуждает продолжать разговор, а нейтральные фразы снимают напряжение (вспомните, как вы сами себя чувствуете, когда вы говорите, а собеседник не произносит ни слова!).

Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:

Если собеседник хочет высказать свою точку зрения;

Если собеседник говорит о своих проблемах;

В напряженных ситуациях;

При разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).

Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важно умение слушать для руководителей. Исследования показывают, что в тех фирмах, в которых руководитель способен выслушать своих подчиненных, производительность труда намного выше, чем в фирмах, руководитель которых красиво говорит, но не умеет слушать.

Однако, как правило, при деловом общении одного нерефлексивного слушания недостаточно, поэтому нужно всегда помнить, что оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания. Второй этап - это рефлексивное слушание.

Рефлексивное слушание - вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника.

Рефлексивное слушание предполагает использование следующих приемов поддержки собеседника:

Выяснение, уточнение;

Парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли;

Побуждение;

Продолжение, то есть вклинивание в фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;

Оценки: «ваше предложение заманчиво», «мне не нравится»;

Резюмирование.

3.3 Этапы и правила эффективного слушания

Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов.

1. Информационный

2. Уяснение

3. Завершающий

В деловой беседе старайтесь применять следующие правила эффективного слушания:

Будьте внимательны и показывайте собеседнику, что вы внимательны.

Старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто.

Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться.

Не торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник.

Избегайте говорить собеседнику «Я Вас понимаю», поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего прямо указать ту эмоцию или чувство, которое испытывает Ваш собеседник.

Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, слушайте только смысл сказанного, сами не подпадайте под власть эмоций, иначе о принятом в таком состоянии решении вы будете долго жалеть.

Отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе вы можете дать излишнюю или ненужную информацию.

Если целью беседы является принятие решения, используйте рефлексивное слушание.

4. Техники воздействия

4.1 Средства воздействия консультанта

Возможности профессионального воздействия у консультанта необычайно широки и многообразны, но основным среди них, бесспорно, является вербальный контакт с клиентом, точнее -- консультативная беседа. Такой тип беседы отличается от того, что обычно встречается в жизни, и владение подобными навыками на профессиональном уровне -- настоящее искусство. Более подробно об этом будет говориться в следующих разделах. Пока же скажем, что профессиональная беседа является сложной конструкцией, построенной из разного рода приемов и техник, используемых профессионалом с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль среди них играют техники ведения консультативной беседы, такие как одобрение мнений клиента, стимулирование высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Правильное использование этих техник обеспечивает эффективность психологического воздействия, возможность установления и развития контакта клиента и консультанта.

Большую роль в процессе консультирования играют приемы и техники, направленные на решение различных специальных задач, возникающих во время приема. Среди них разнообразные вопросы, направленные на изменение и коррекцию позиции клиента, домашние задания с четким предписанием того, что и как должен делать клиент, дискуссии, ориентированные на принятие клиентом того или иного решения, и т.д. В большинстве своем эти техники тесно связаны с процессом беседы, непосредственно вытекают из нее и не выступают для клиента как нечто особое, специфичное. Овладение такого рода приемами и техниками, обогащение палитры высказываний и идей консультанта во многом определяется опытом и знакомством профессионала с различного рода теоретическими работами по психотерапии и консультированию, а также его профессиональным общением с коллегами.

Особую группу приемов консультирования представляют методы и техники, выступающие для клиента как специальные задания и упражнения, изменяющие или углубляющие ход беседы. К их числу относятся, например, “техника пустого стула”, разработанная в рамках гештальт-терапии, “заключение контрактов”, практикуемое в рамках супружеской и семейной терапии. Использование этих приемов во многом определяется теоретической ориентацией консультанта, а также характером проблем, с которыми обращается клиент. Профессиональное знакомство с широким перечнем подобных техник в каком-то смысле является критерием мастерства консультанта, его профессиональной компетентности. Они, несомненно, обогащают консультативную беседу, делают ее более эмоциональной, динамичной.

Кроме вербальных средств воздействия консультант должен владеть и широким набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Чаще всего использование этих средств не служит достижению какой-либо конкретной цели, а обеспечивает процесс консультирования как таковой, снимая напряжение клиента, обеспечивая его комфорт и контакт с консультантом. Важнейшим условием успешного психологического воздействия является правильная организация беседы.

4.2 Процедуры и техники консультирования

Важной техникой консультирования является постановка вопроса, используется с двумя целями: получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу.

Как известно, вопросы разделяются на открытые и закрытые. закрытые вопросы используются для получения конкретной информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном - двух словах, подтверждение или отрицание. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задается.

Для создания и укрепления консультативного контракта очень важны приемы одобрения и успокоения. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Одобрением выражается поддержка. Успокоение, вместе с одобрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения.

Познание и отражение чувств клиента представляются одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом чувств - разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств - на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, тем самым ориентируясь и на чувства, высказанные клиентом в признании.

Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях - один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контракта, тем не менее она бывает глубоко осмысленной. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным.

Цели консультирования достигаются посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.

Каждый клиент - это не открытая книга, а неизвестная страна, где все ново и вначале трудно поддается пониманию. Хотя как-то ориентироваться в этой неизведанной стране консультанту помогает техника интерпретации. В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями.

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контракте.

Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, консультант вместе с клиентом обсуждают результаты, формируют выводы.

Заключение

Для консультанта весьма важно уметь четко обосновывать адекватность каждого приема, который он использует в групповой работе. Были описаны разнообразные стратегии и техники воздействия, предложенные некоторыми теориями. Эти приемы направлены на достижение изменений, а также обеспечение и исследование взаимодействия. Их можно использовать этично и достигать терапевтического эффекта, но всегда существуют возможность неправильного применения этих приемов.

Консультанты работают непрофессионально, если используют приемы, с которыми они плохо знакомы, преследуют собственные цели, пытаются за счет конкретных техник увеличить свою власть над группой или оказывать давление на группу. Суть этической проблемы в том, чтобы консультант использовал методы эмоциональной стимуляции, не эксплуатируя членов группы.

Многие приемы, используемые в группе, облегчают проявление интенсивных эмоций и направлены на это. Научившись рационально обосновывать для себя употребление каждой техникой, можно эффективно и правильно их использовать.

Приемы должны поощрять самоисследование и самопонимание клиента. В идеальном варианте они должны подходить к уникальной ситуации клиента и помогать ему в эксперименте с новыми формами поведения. Важно, чтобы приемы вводились в процесс вовремя и с уважением к клиенту.

Список использованных источников

1.Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2004. - 480 с.

2.Браим М.Н. Этика делового общения. - Минск, 1996.

3.Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Жукова Ю. М. 1996

4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Книга о хорошей речи. - М.: 1997.

5.Дебольский М. Психология делового общения. - М., 1991.

6.Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е.Рачковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с.

7.Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 464 с.

8.Роскошь человеческого общения А. Борисов, 1998

9.Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. С.Л. Соловьева. - М.: АСТ, 2005.- 575 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль беседы в психологии и психологическом консультировании, основные этапы ее реализации. Особенности ведения беседы в психологическом консультировании. Приемы ведения беседы в психологическом консультировании: специальные вопросы и уточняющие техники.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2012

    Особенности психологического консультирования. Глубинная психология, психодинамические теории. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.

    реферат , добавлен 15.01.2017

    Психологическое консультирование. Процедуры и техники консультирования. Базовые приемы группового консультирования в различных подходах: в психоаналитическом и экзистенциальном подходе, в группах психодрамы, гештальттерапии, транзактном анализе.

    реферат , добавлен 27.09.2006

    Анализ работ русских и зарубежных ученых, обобщающий техники и методы психологического консультирования клиентов после развода. Помощь в преодолении эмоциональных стрессов. Алгоритм консультирования клиентов. Этапы работы психолога-консультанта.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2009

    Встреча клиента в психологической консультации. Снятие психологического напряжения у клиента. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Интервью как метод психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

    Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи. Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии. Диалог, его информационная насыщенность. Правила проведения первичной беседы.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Общее представление о психологическом консультировании, как о сложном виде профессиональной деятельности психолога. Классификация типичных ошибок психологов-консультантов по Р.С. Немову. Правила эффективного процесса психологического консультирования.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2013

    Основные положения, этические принципы, структура психологического консультирования. Когнитивные и эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования. Обзор основных понятий, определяющих психологическую и психотерапевтическую помощь.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2016

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

К базовому пулу методов относят беседу, интервью, активное и эмпатическое слушания, а также наблюдение. Помимо этих основополагающих методов в рамках психологического консультирования могут использоваться и другие методы, являющиеся профессиональными наработками отдельных психологических школ и базирующиеся на конкретных «именных» теориях.

Беседа
Беседа (здесь мы говорим о беседе не в обывательском представлении, а в понятийной сфере психологии ) строится с использованием разных техник и приемов, позволяющих психологу достигнуть желаемого результата. Его первоочередной целью в данном случае является тщательный и скрупулезный сбор информации о психоэмоциональном состоянии своего клиента и установление с ним доверительных отношений. Большое значение здесь имеет вариабельность в ведении диалога, одобрение мнения пациента, мотивирование его к беседе, ясность и лаконичность речи психолога .
Беседу можно использовать и как средство психотерапии для снижения тревожности пациента. В таком случае она служит одним из способов смещения акцентов на психологические проблемы субъекта и является своеобразном фоном или, если угодно, «бэкграундом» для всех используемых специалистом психотехник.
Беседа может вестись спонтанно, интуитивно, или же, напротив, быть структурированной в рамках заранее составленной программы, так сказать, «вербальной стратегии». Такая заранее спланированная беседа носит название интервью.

Интервью
В рамках психологического консультирования существует несколько разновидностей интервью:

· стандартизированное (основанное на выверенной тактике и четкой стратегии);

· частично стандартизированное (базируется на такой же продуманной стратегии, но несколько гибче в плане тактики);

· свободное диагностическое интервью (имеет заранее разработанную стратегию и абсолютно свободную «незашоренную» тактику, которая может постоянно трансформироваться в зависимости от индивидуальных особенностей клиента).

Активное слушание

Целью этого метода психологического консультирования является максимально аутентичное отражение информации говорящего. Этот метод обеспечивает более точное понимание друг друга участниками процесса, способствует созданию дружественной атмосферы и эмоционального сопереживания, а также помогает клиенту психолога в полном объеме осознать свою личную проблемную ситуацию. Активное слушание подразумевает применение ряда специфических техник и приемов:

· искренняя и всем своим видом демонстрируемая заинтересованность в отношении собеседника (особое значение имеет поза, взгляд);

· использование уточняющих вопросов («Вы имеете в виду, что…?», «Правильно ли я понял, что …?»);

· повтор реплики собеседника («Вы сказали, что…»);

· «переформатирование» фраз собеседника («Иными словами…»);

· «суппортивные» реакции (т.н. «угу-реакции», выражаемые киванием или вербальным «да-да» и т.д.), стимуляция собеседника к дальнейшему разговору («говорите, говорите», «это очень интересно»);

· подведение итогов («Мы поговорили о…», «В целом вы хотите сказать…», «Можно сделать вывод…», «Резюмируя…»).

Метод «активного слушания» в обязательном порядке входит в «джентльменский набор» психолога при проведении психологического консультирования . Владение им - обязанность любого специалиста в области психологии, претендующего на звание профессионала своего дела. Нередко дилетантом от психологии недооценивается значение данного метода. В таких ситуациях горе-консультант подменяет свою задачу точного отражения информации, полученной от клиента, собственной интерпретацией его личностных свойств, мотивов его поступков и стремиться на скорую руку «слепить» поверхностную оценку его личности. Применение такой техники активного слушания, как повторение, позволяет клиенту убедиться в том, что его внимательно слушают и понимают. Помимо этого он словно слышит себя со стороны, что позволяет ему лучше осознать ситуацию и свою роль в ней.

Эмпатическое слушание

· эмпатия или, если говорить более понятным языком, то сопереживание. Заключается в стремлении понять собеседника на уровне чувств, переживании тех же эмоций, испытываемых другим человеком;

· рефлексия: способность видеть себя глазами собеседника, анализировать свои действия, поступки, состояние психики;

· идентификация: уподобление другому человеку, отождествление себя с ним, способность перенести себя на место другого.

Наблюдение
Под наблюдением в рамках психологического консультирования понимают умышленное, систематическое и акцентированное восприятие психических процессов и явлений с целью исследования их изменений в определенных ситуациях и поиск истоков этих явлений. Психолог должен уметь наблюдать как за вербальным, так и за невербальным поведением своего клиента. В последнем случае очень важно знать различные разновидности невербальных языков.

ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.Постановка вопросов

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

1. Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").

2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?").

3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"),

4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?").

Хотя постановка вопросов является важной техникой консультирования, следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Чересчур большая склонность расспрашивать во время консультирования создает много проблем: превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консультант спросил еще о чем-нибудь; заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем; переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни; "уничтожает" подвижный характер беседы.

Несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1) Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2) Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир. 3) Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию.4) Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные. 5) Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. 6) Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ.

2.Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. Перефразирование потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Три основные цели перефразирования: 1)показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять; 2)выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде; 3)проверить правильность понимания мыслей клиента.

При перефразировании надо помнить три простых правила: Перефразируется основная мысль клиента, нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя, надо избегать "попугайства".

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования. Ситуации, в которых чаще всего используется обобщение: 1)когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами; 2)когда клиент говорит очень долго и запутанно; 3)когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы; 4)при стремлении придать некое направление беседе; 5) в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

3. Паузы молчания

Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях - один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Молчание становится особенно терапевтически ценным, оно:

· увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;

· предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;

· позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

Важнейшие смыслы молчания в консультировании:

1. Паузы молчания, особенно в начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования.

2. Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов. В это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы.

3. Молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.

4. Пауза молчания может означать, что оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы.

5. Молчание в некоторых случаях выражает сопротивление клиента процессу консультирования. Тогда оно по отношению к консультанту имеет манипулятивный смысл.

6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые, однако, увеличивают тревогу клиента.

7. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.

Паузы молчания в консультировании поднимают вопрос: должен ли их прерывать сам консультант? Консультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное молчание. Не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания.

4. Отражение чувств

Техника введена Бьюдженталем. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей - разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств - на том, что скрыто за содержанием. Консультант внимательно выслушивает признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях. Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта и помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Обобщающие принципы, позволяющие отражать чувства клиента

1. Консультант обязан как можно полнее и точнее идентифицировать чувства как свои, так и клиентов.

2. Не обязательно отражать или комментировать каждое чувство клиента - любое действие консультанта должно быть целесообразным в контексте процесса консультирования.

3. Обязательно обращать внимание на чувства, когда они вызывают проблемы в консультировании или могут поддержать клиента, помочь ему.

4. Консультант обязан выражать также собственные чувства, возникающие в ситуации консультирования. Он должен выражать чувства, только связанные с темой беседы.

5. Порой надо помочь клиентам контролировать свои чувства, особенно когда они слишком интенсивны. Это касается как положительных, так и отрицательных чувств.

5. Интерпретация

Нет ничего бессмысленного и случайного даже в малейшем движении человека. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом. Типы интерпретации:

1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний клиента.

2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента.

3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса.

4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.

5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.

Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса. Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с клиентами, но позднее она весьма полезна.

Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения. Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Эффективность интерпретации зависит и от личности клиента: клиенты, имеющие высокий уровень самоуважения и образованности, более чувствительны к интерпретациям и даже в случае несогласия принимают их во внимание.

Консультант обязан уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента говорит о сомнительности интерпретации. Если клиент реагирует враждебно и отвергает интерпретацию как неправдоподобную, возможно, что интерпретация затронула корень проблемы.

Когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию. Еще консультант может ошибаться, т.е. его интерпретации бывают неточными или вообще не соответствующими действительности.

6.Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтация - всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента.. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты.

три основных случая конфронтации в консультировании:

1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй - противоречие чаще всего представляется, словечками "но", "однако". Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей. Например, клиентка жалуется: "Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня". Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом.

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: "Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону".

несколько основных случаев ограничений конфронтации:

1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.

o Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение - помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности.

2. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.

Использование к-ции в консультировании обосновано простыми правилами:

· необходимо тщательно охарактеризовать содержание неадекватного поведения клиента и его контекст, однако не стоит все высказывать одновременно; не следует забывать, что речь идет не о представлении анализа случая коллегам;

· необходимо подробно изложить клиенту и его близким последствия противоречивого поведения, в том числе в процессе консультирования;

· необходимо помочь клиенту найти способы преодоления его проблем.

Конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы, которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации. Отдельный вариант конфронтации - прерывание повествования клиента. Прерывание клиента возможно, когда он "перескакивает" на другие проблемы, не исчерпав предыдущих. Однако частое прерывание повествования рискованно. Большинство клиентов склонны поддаваться руководству консультанта, поэтому постоянное прерывание порождает зависимость и тогда трудно рассчитывать на откровенность.

7. Чувства консультанта и самораскрытие

Консультирование всегда требует эмоциональной вовлеченности в процесс. Тем не менее важно, чтобы эмоциональное участие было уместным и служило интересам клиента, а не самого консультанта. Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле - это значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям. В течение многих лет преобладала точка зрения, что консультант не должен раскрывать свою личность перед клиентом. Во-первых, когда клиент слишком много знает о консультанте, он значительно меньше фантазирует о нем, и консультант теряет важный источник информации о клиенте. Вторая причина, по которой не рекомендуется раскрываться перед клиентами, состоит в том, что откровенность подразумевает разделение своих проблем с клиентами, что антитерапевтично. Тем не менее представители экзистенциально-гуманистической ориентации трактуют откровенность консультанта как важный аспект современного консультирования и психотерапии, помогающей сложиться искренним отношениям между консультантом и клиентом.

Прежде всего не следует злоупотреблять откровенностью. Не нужно делиться каждым испытанным чувством, возникшим воспоминанием или фантазией. Часто повествование о событиях своего прошлого больше похоже на псевдораскрытие. Консультант всегда должен осознавать, с какой целью говорит о себе - желая помочь клиенту или удовлетворяя свои желания.