Экспериментальное исследование состояния языкового анализа и синтеза у детей с онр. V. исследование языкового анализа и синтеза Формирование навыков языкового анализа и синтеза

Экспериментальное исследование состояния языкового анализа и синтеза у детей с онр. V. исследование языкового анализа и синтеза Формирование навыков языкового анализа и синтеза

Методика логопедической работы по коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза, а также фонематической дислексии (частично), в тех случаях, когда она связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

    Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста

    Развитие слогового анализа и синтеза

    Развитие фонематического анализа и синтеза

1. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.

Опираясь на анализ методической литературы (Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова, И. Н Садовникова), предлагаются следующие задания для нормализации анализа текста:

    знакомство с текстом – определение основных признаков текста;

    дифференциация отдельных предложений и тек­ста;

    определение последовательности предложений в тек­сте.

    Определить границы предложения в тексте (цель: уточнить представление о предложении как о языковой единицы).

    Работа с деформированным текстом.

    Развитие языкового анализа и синтеза на уровне фразы

    Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.

    Придумать предложение с определённым количеством слов.

    Увеличить количество слов в предложении.

    Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.

    Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово).

    Выделить предложение из текста с определённым количеством слов.

    Поднять цифру соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

    Составить предложение из слов данных в беспорядке.

3.Развитие слогового анализа и синтеза.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавление гласных.

Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:

2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых два или три слога («слива», «помидор», «собака»).

4. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. (Например: «улей», «домик», «машина», «пуна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

5. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

буз, ут, под, ка __, ка даш.

6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: (нок, цып, лё, точ, лас, ка).

7. Выделит из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.

4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

1. Придумать слова с тремя, четырьмя, пятью звуками.

2. Отбирать картинки, в названии которых четыре или пять звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинка не называется).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонетическую сложность слова. При этом широко используются письменные работы.

"Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова ей.ка, ди. ан, ут. а, лу. а.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (шуба, уши, кошка).

3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например, сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол и др.

4. Выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

па - (пар) па - - (парк) па - - - (паром) па---- (паруса)

6. Подобрать слово с определённым количеством звуков.

7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из трёх букв, затем из четырёх, пяти, шести букв:

р у ч к а рот У ля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улица чехол корка астра

8. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы, луг - плуг,

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок -сук - суп -сух - сор,

в) переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак.

9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)!

10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот.

11. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Составить графическую схему предложения

Предложение

_______ ______ слова

Слоги

13. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос - сон, кот - ток, куб - бук.

14. Отобрать картинки с определённым количеством звуков в их названии.

15. Найти общий звук в словах: луна - стол, кино - игла, окна - дом.

16. Раскладывание картинок под графическими схемами.

17. Придумать слова к графической схеме.

18. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

19. Назвать деревья, цветы посуду и т. д., слово - название которых соответствует данной графической схеме.

На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на "этом способе выполнения. Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

языковой анализ недоразвитие речь

Цель, задачи, организация исследования, описание экспериментальных методик

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время особенности овладения языковым анализом и синтезом у детей с речевыми нарушениями не достаточно изучены, поэтому данная тема явилась целью нашего исследования.

Задачи исследования:

1. Подобрать диагностические методики для выявления особенностей овладения языковым анализом и синтезом детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

2. Проанализировать полученные результаты и выявить особенности овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 102» г. Череповца. В исследовании приняли участие 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с нарушением речи: ОНР III уровня - 1, ФФН - 4. Средний возраст детей на момент исследования составил шесть лет. Список детей представлен в приложении 1.

Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2013 года. Исследование проходило в подготовительной логопедической группе № 11 и подготовительной группе № 12.

Для исследования особенностей языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие диагностические методики:

1. Методика на исследование фонематического анализа - определение первого и последнего звука в словах (Р.И. Лалаева) .

2. Методика на исследование слогового синтеза (Р.И. Лалаева) .

3. Методика на исследование слогового анализа (Р.И. Лалаева) .

4. Методика на исследование лексико-синтаксического анализа (анализ предложений на слова) (Р.И. Лалаева) .

Методика № 1- на исследование фонематического анализа

Цель: изучение умения определять первый и последний звук в слове.

Материал: слова - лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру.

Процедура проведения: экспериментатор предлагает ребенку определить, какой первый звук в названном слове. «Какой первый звук ты слышишь в слове лук?». После выполнения задания (правильного или неправильного) задается вопрос: «А какой последний звук ты слышишь в слове лук?».

Критерии оценки:

Высокий уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления, допустима одна ошибка.

Средний уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалось интонированное выделение нужного звука.

Низкий уровень - ребенок с заданием не справился или отказался выполнять

Методика № 2- на исследование слогового синтеза

Цель: изучение сформированности слогового синтеза.

Материал: слова - лапа, мышка, лопата, лягушка, ленивый, выливает, постучали, простокваша, безоблачное, пирожковая.

Процедура проведения: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду произносить слова по слогам. А ты внимательно слушай, а потом скажи это слово слитно». Слово произносится по слогам, после чего экспериментатор задает вопрос: «Какое же слово я сказала

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильное воспроизведение всех предложенных слов.

Средний уровень - правильное воспроизведение простых двухсложных и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.

Низкий уровень - правильное воспроизведение только простых двухсложных слов.

Методика № 3- на исследование слогового анализа

Цель: изучение сформированности слогового анализа

Материалом исследования служат следующие слова:

Дом, трава, кукла, бабушка, карандаш, игра, зеркало, лес, море

Процедура и инструкция.

В начале эксперимента дается следующая инструкция: « Я буду говорить тебе слова, а ты внимательно слушай и сосчитай, сколько в нем слогов».

Критерии оценки:

Высокий уровень - правильный слоговой анализ всех предложенных слов.

Средний уровень - правильный слоговой анализ предложенных слов, различной звукослоговой структуры; допускается 1-2 ошибки

Низкий уровень - правильный слоговой анализ только простых двухсложных слов

Методика № 4 - на исследование лексико-синтаксического анализа (анализ предложений на слова)

Цель: изучение сформированности лексико-синтаксического анализа.

Материал: предложения различной структуры - Мальчик играет. Девочка рвет цветы. Ярко светит солнце. Птичка сидит в клетке. Папа рубит дрова топором. Около дома растет высокая береза. Птицы свили гнезда на деревьях.

Процедура проведения: ребенку дается следующая инструкция: «Я буду называть предложения, а ты приготовься назвать, сколько слов в предложении». Далее экспериментатор говорит предложение и задает вопрос: «Сколько слов в этом предложении?»

Критерии оценки:

Высокий уровень - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно определено количество слов в предложении.

Средний уровень - ребенок выполняет задание, допуская 2 ошибки

Низкий уровень - ребенок не может самостоятельно выполнить задание

Практика показывает, что ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза, являются наиболее распространёнными и с трудом поддаются коррекции. Поэтому планомерная и последовательная работа с детьми по их преодолению приобретает особую значимость в коррекции дисграфии.

Работа по формированию языкового анализа и синтеза включает 3 этапа: формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза; развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Условно можно выделить 3 уровня коррекции: синтаксический, лексический и фонетический.

Задачи упражнений по формированию и развитию умений анализа и синтеза структуры предложения:

1. Формировать умение определять интонационную законченность предложения. Данное умение помогает сформировать у детей понятие о предложении как о единой синтаксической единице. Его отработка на занятиях может проходить в игровой форме, в виде устной работы, с использованием письменных упражнений: расставить точки правильно, поставить нужный знак препинания в конце предложения и т.д.

2. Развивать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. Решение этой задачи требует опоры на наглядный материал (предметные и сюжетные картинки, схемы, карточки): придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём; придумать предложение с определённым количеством слов; распространить предложение, увеличив количество слов; составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Например, дети придумывают предложения со словом “дуб”: “Дуб растёт около школы. На дубе появились листочки. На высоком дубе птицы свили гнёзда. Дети играют под дубом”. Потом учащиеся называют предложение, в котором слово “дуб” стоит первым, затем предложение, в котором это слово стоит вторым, и т.д. Предлагаю детям и другие задания: придумать предложение с определённым словом; составить графическую схему предложения (предложение обозначается одной длинной полоской, слова - короткими полосками); по графической схеме придумать предложение; определить место слова в предложении (какое по счёту); поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении (карточки можно заменить веером с цифрами).

3. Обучать детей составлять предложения из слов, данных с нарушением последовательности (без изменения и с изменением грамматических форм слов). Для решения этой задачи необходимы подготовительные упражнения, направленные на формирование новых умений. Степень участия детей в них сводится к минимуму, так как основным является усвоение алгоритма их выполнения.

Коррекционную работу провожу сначала на материале слов, данных в нужной грамматической форме. Учащимся, которые испытывают особые трудности в определении порядка слов в предложении, предлагаю выполнить работу по карточкам, где в ряду слов одно записано с большой буквы. На последующих этапах усложняю задание.

Для развития слухового внимания и умения правильного грамматического оформления предложений в устной речи предлагаю исправить несуразности в предложениях (“Правда или шутка?”, “Исправь ошибки”). Такие задания вызывают интерес, вносят в занятия элемент соревнования. Все учащиеся стремятся проявить смекалку и сообразительность. Моменты эмоциональной разрядки должны присутствовать в каждом коррекционном занятии. Замечательно, если они станут неотъемлемой его частью.

Во время работы с предлогами сначала уточняю пространственные значения предлогов с опорой на схемы, а потом другие их значения. Для закрепления умения правильно выбирать предлог использую дидактические игры, например, “Слово подбирай, предлог называй” (игра с мячом). Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, схемы предлогов, мяч. На доске - предметные картинки: ребёнок, дудочка, мяч, шашки, кубики, щенок. Произношу слово “играет” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся называет словосочетание с добавлением нужного предлога: “Играет на дудочке”. Затем мяч передаётся следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.

Другой вариант игры. На доске - предметные картинки: белка, диван, цветок, корзинка, самолёт, машина. Под картинками - схемы предлогов. Произношу слово “летит” и бросаю мяч одному из детей. Учащийся составляет предложение “самолёт летит над городом” и возвращает мяч педагогу. Ведущий называет новое слово “растёт” и кидает мяч следующему игроку. Побеждают дети, которые не допустили ошибок в ответах.

Дидактическая игра “Меткие стрелки”. Оборудование: карточки с предлогами, мишени (квадраты из картона), круглые магнитики, синие и красные фишки. У учащихся по две карточки (количество карточек можно варьировать в зависимости от количества игроков) с записанными на них предлогами (в, на; под, за; с, из и т.д.). На доске - предложения с мишенями вместо предлогов. Игроки шёпотом читают предложения. Затем учащийся (учащиеся), который считает, что карточка с нужным предлогом находится у него, выходит к доске. На место мишени крепится карточка с предлогом. Учащийся читает предложение. Если мишень поражена, он получает синюю фишку, если ошибся - красную. Выигрывают учащиеся, у которых наименьшее количество красных фишек.

Параллельно включаю задания на отработку умения раздельного написания предлогов со словами. Для лучшего запоминания правила зачитываю четверостишье Н.Бетеньковой:

Из леса, к лугу, на полянку,

У кустика, с тропинки, в ямку,

От речки, около дороги -

Пиши отдельно все предлоги!

Затем провожу работу по дифференциации предлогов и приставок. На этом этапе коррекции значимыми являются тренировочные упражнения, которые способствуют преодолению ошибок языкового анализа и синтеза и позволяют детям автоматизировать процесс их различения.

Задачи упражнений по формированию слогового анализа и синтеза на лексическом уровне:

1. Формировать умение определять количество, последовательность и место слогов в слове. Работа в этом направлении начинается с актуализации на занятиях имеющихся знаний о слове и слоге. Проводится дифференциация понятий “слово” и “слог”. Затем дети выполняют задания, направленные на закрепление умения разграничивать данные понятия. Задания, как правило, носят игровой характер: “Хлопни в ладоши, если услышишь слог”, “Помаши руками над головой, если это будет слово”, “Если я назову слово, то улыбнись, если слог - нахмурься”.

При определении количества слогов с опорой на внешние вспомогательные средства использую следующие приёмы: отхлопать или отстучать слово по слогам; сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево или слева направо.

Для развития умения определять последовательность слогов в слове предлагаю дидактическую игру “Назови словечко”, которая способствует закреплению словарных слов. Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, фишки. Игру можно проводить в два этапа.

Первый этап. На доске - картинки: яблоко, котёнок, банан, книга, огурец, собака, ворона, картофель, автобус. Называю гласные буквы, которые есть в названии одной из картинок. Учащиеся должны назвать задуманное слово и проговорить его орфографически по слогам. Затем дети записывают слово в тетрадь и подчёркивают гласные буквы. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывают те, у кого больше фишек.

Второй этап (работа на уровне словосочетания). Дети подбирают к записанным именам существительным подходящие имена прилагательные с таким же количеством слогов: яблоко вкусное, яблоко сочное; банан спелый, банан жёлтый и т.д. Выигрывают те, у кого больше фишек.

2. Обучать слоговому анализу и синтезу слов. Работа по выделению гласного звука и слога из слова предполагает использование следующих заданий: назвать гласный звук слова; поднять букву, соответствующую гласному звуку; записать только буквы гласных звуков; придумать слог с соответствующей гласной; определить место гласного звука в слове, показать соответствующую цифру; придумать слог, в котором гласный на первом, втором и третьем месте.

На этом этапе работы составляются схемы слова: с использованием только гласных звуков, распределением картинок в зависимости от количества слогов в их названии, определением пропущенного слога в названии картинки, выделением из предложения слова, состоящего из определённого количества слогов. Предлагаю упражнения, несущие дополнительную нагрузку, например, “Подружи слова”. В нём необходимо разделить слова каждого ряда на две равные группы и объяснить принцип группировки, а затем выписать слова, состоящие из трёх слогов.

Корова, телёнок, ягнёнок, овца.

Сентябрь, июнь, лето, осень.

Сентябрь, январь, ноябрь, декабрь.

Дуб, сосна, ель, берёза.

Следует отметить, что выполнение таких заданий всегда проходит оживлённо и вносит разнообразие в коррекционную работу.

Задачей заданий по формированию действия слогового анализа и синтеза является развитие фонематических процессов, внимания и памяти. Решению этой задачи способствует полифункциональный характер некоторых упражнений.

Фонетическая работа включает развитие звукового анализа и синтеза слов простых и сложных форм, формирование дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики.

Задачи упражнений по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза:

1. Формировать умение определять количество, последовательность и место звуков в слове.

2. Обучать умению производить звуко-буквенный анализ и синтез слов (простые и сложные формы). Работу по формированию умений звуко-буквенного анализа и синтеза начинаю с закрепления навыков элементарной формы звукового анализа. Если учащиеся с дисграфией владеют им достаточно хорошо, то переходят к формированию сложных форм языкового анализа и синтеза. Коррекционную работу по развитию сложных форм языкового анализа и синтеза осуществляю с учётом последовательности этапов формирования умственных действий.

На подгрупповых коррекционных занятиях с учащимися 3-4 классов по развитию и закреплению умений фонематического анализа и синтеза при дифференциации парных звонких и глухих согласных использую не отдельные карточки с известными символами согласных звуков, а звуковые полоски. Они позволяют заменить традиционное поднимание карточек с изображёнными на них символами на простое прикосновение к выбранному символу карандашом или ручкой. Например, при различении парных согласных б - п в словах, которые являются ответами к загадкам, перед записью слова в тетрадь учащиеся показывают на звуковой дорожке, какой звук они услышали в слове “белка”. Потом уточняю, какая гласная указывает на его мягкость, а затем записываю слово. Это позволяет избежать ошибок, связанных с заменой согласных и обозначением их мягкости на письме гласными буквами. Такие полоски удобны в использовании при проведении дидактической игры “Необычный светофор”, где они выступают в роли светофора. Оборудование: звуковые дорожки с изображениями символов согласных звуков, предметные картинки (их подбор проводится с учётом пары дифференцируемых звонких и глухих согласных), красная карточка для ведущего. Прошу учащихся помочь словам перейти дорогу с помощью необычного светофора, а затем показываю картинки. Игроки определяют, какой из дифференцируемых согласных будет в этом слове, и дотрагиваются указкой до нужного сигнала светофора. Если ребёнок допускает ошибку, то ведущий показывает ему красную карточку. После исправления ошибки игра продолжается. Дети с удовольствием играют, отрабатывая умения дифференциации парных звонких и глухих согласных.

На заключительном этапе использую дидактическую игру “Умники и умницы” (играют 2-3 пары детей). Оборудование: карточки с написанными буквами и цифрами. Игра проводится в парах. Предлагаю расшифровать слова и записать их, объединить слова в пары по какому-либо признаку: по количеству гласных в словах; по одинаковому количеству слогов, звуков, букв, гласных; по наличию определённой орфограммы; по смыслу. Одно слово может объединяться с несколькими словами (в зависимости от выбора основания для объединения). Например: радуга - краски (по смыслу); туча - дача (по общей орфограмме); помидор - радуга (по количеству слогов); краски - крошки (по количеству букв) и т.д. Выигрывает команда, которой удалось составить наибольшее количество пар из расшифрованных слов за определённое время и объяснить основания для их объединения.

3. Развивать сукцессивные функции. Систематически провожу упражнения, направленные на развитие сукцессивных функций, развивающих способность к концентрации, распределению и переключению внимания. Работа в этом направлении ведётся не изолированно, а параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза.

Использование эффективных упражнений полифункционального характера способствует преодолению специфических ошибок письма у учащихся и позволяет обеспечить определённые условия для повышения качества коррекционного процесса.

Татьяна ПАСТАРНАКЕВИЧ,
учитель-дефектолог гимназии Ляховичей.

1. Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются): дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-лок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лась поч-ка.

Фонематический анализ.

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

3.1. Выделение звука из слова.

Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в слове.

Задание: – Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, крон, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука в слове.

Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист; палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове. Задания:

Где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

– Где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

3.5. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

3.6. Определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ).

Какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

Назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]: кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша

Фонематический синтез.

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

[ч][а][с]; [п][ы][л`]; [т`][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у][к]; [ф][у][т][б][о][л]; [а][л][ф][а][в][и][т].


5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Назвать слова, в которых есть звук [ш]

Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Исследование словарного запаса

Исследуются словообразовательные навыки.

А) Называние детенышей животных

Инструкция для ребенка

Назови, пожалуйста, если у кошки - котята, то кто

у козы, собаки,
волка, курицы,
утки, свиньи,
лисы, коровы,
льва, овцы?

Б) Образование относительных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста, если варенье из малины - малиновое, то

варенье из вишни - какое?
Кисель из клюквы?
Варенье из яблок?
Салат из моркови?
Варенье из сливы?
Суп из грибов?
Кукла из соломы?
Лист дуба?
Горка изо льда?
Лист осины?

В) Образование качественных прилагательных

Инструкция для ребенка

Скажи, пожалуйста,

за хитрость называют хитрым, а за жадность?
За трусость?
Если днем мороз, то день какой?
Если дождь?
Если ветер?

Г) Образование притяжательных прилагательных


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО

АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Е.Н. Матвиенко.
Учитель-логопед Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Светлячок» г. Белгород В статье формирования языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи рассматривается в качестве успешного овладения процессом письма и чтения. Своевременная и целенаправленная работа по формированию навыков языкового анализа и синтеза, способствует развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, успешному усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей. Ключевые слова: языковой анализ и синтез, фонематический анализ и синтез. На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями. По данным МО РФ 85% детей нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Среди 5128 дошкольников в разных регионах России, в исследованиях Т.Б. Филичевой было выявлено 1794 ребёнка с общим недоразвитием речи, что составляет 34,98% общего числа детей. В настоящее время проблема подготовки к интеграции и адаптации детей с речевыми нарушениями имеет приоритетное значение, так как дети с общим недоразвитием речи, испытывают значительные трудности в обучении грамоте, когда идут в массовую школу из логопедической группы. Поэтому предупреждение нарушения чтения и письма являются одним из главных направлений деятельности логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Для успешного овладения процессом письма и чтения необходим достаточный уровень функционирования всех операций. Ключевым моментом предупреждения нарушений письма и чтения у дошкольников является развитие навыков языкового анализа и синтеза, без которого обучение грамоте просто не возможно. На важность и необходимость своевременного формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи указывали многие исследователи: Т.А. Алтухова, Л.Н. Ефименкова, Р.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Н.В. Новотворцева, Д.И. Орлова, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Выбор темы данной курсовой работы обусловлен тем, что своевременная и целенаправленная работа по формированию навыков языкового анализа и синтеза, способствует развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, успешному усвоению
школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей. Понятие языкового анализа и синтеза, их виды. Развитие языкового анализа и синтеза – одно из необходимых условий овладения грамотой, которое представляет собой значимую проблему совершенствования логопедической практики. Данной проблеме посвящены работы А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, И.Н. Садовниковой, Г.В. Чиркиной. Е.И. Игнатьев, И.С. Лукин, М.Д. Громов, анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств. Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, друг с другом и лишь в cвоем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Т.В. Игнатенко, В.В. Малахова, в своем блоге, делят языковой анализ и синтез на три вида: Фонематический (звуковой) анализ и синтез; Слоговой анализ и синтез; Деление предложений на слова и текста на предложения. В.К. Орфинская отмечает, что фонематический анализ и синтез - умение выделять звуки на фоне слова и объединять отдельные звуки в целое слово. Фонематические процессы (фонематический слух) – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический анализ может быть как элементарным, так и сложным. К элементарному фонематическому анализу относится выделение звука на фоне слова. Более сложной же формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и количества звуков в составе слова . В.К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В.К. Орфинской, эта форма анализа появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.
Анализ и синтез на уровне предложения - деление предложений на слова и текста на предложения, умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, определить границы предложения в тексте. Методы и приёмы формирования навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В методике О.В. Черныш , в рубрике развитие навыков языкового анализа и синтеза, представлены упражнения для развития языкового анализа и синтеза. Эти упражнения просты и доступны, выполняются в игровой форме. приемы работы помогут научить детей выполнять анализ и синтез предложений, слогов и слов, выполнять операции звукового анализа и синтеза, а целенаправленная работа подготовит к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью языкового анализа и синтеза. О.В. Черныш предлагает следующие приемы формирования данных навыков: 1. Развитие звукового анализа и синтеза, применяет следующие методики. 2. Развитие слогового анализа и синтеза. 3. Развитие анализа структуры предложения. Таким образом, нами были рассмотрены методики и приемы формирования навыков языкового анализа и синтеза у дошкольников. Можно сделать вывод о том, что формирование навыков языкового анализа и синтеза имеет огромное значение, так как несформированность данного навыка у детей дошкольного возраста приводит к предпосылкам нарушения письма и чтения в школьном возрасте. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, у которых наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы. В литературе имеются рекомендации по формированию навыков языкового анализа и синтеза, определены этапы, формы, приемы и методы работы. Но, к сожалению, данные методики предназначены для детей младшего школьного возраста вследствие чего имеет место разработка и адаптирование методик для дошкольников.
Список литературы
1. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова - М.: Дрофа 2010 2. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова - М.: Владос 2009 3. Игнатьев, Е. И., Лукин, И. С., Громов, М.Д. Психология. Пособие для педагогических училищ [Текст] / Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М.Д. Громов - М.: Просвещение 2005. 4. festival.1septemberarticles/537239/ 5. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб [Текст] / Б.Д. Эльконин - М.: Академия 2007 6. nsportaldetskii-sad/logopediya 7. Черныш, О.В. Скоро в школу [Текст] / О.В. Черныш г. Ханты – Мансийск 2012