Юридическое образование за рубежом (Опыт США и ФРГ). Интересные факты об образовании в разных странах Страны, в которых учителя имеют наибольшее уважение

Юридическое образование за рубежом (Опыт США и ФРГ). Интересные факты об образовании в разных странах Страны, в которых учителя имеют наибольшее уважение
Юридическое образование за рубежом (Опыт США и ФРГ). Интересные факты об образовании в разных странах Страны, в которых учителя имеют наибольшее уважение

Несмотря на то что Финляндия как независимое государство существует всего 100 лет, её образовательная система заслуженно считается одной из самых лучших в мире. Эта страна традиционно занимает первые места по индексу образованности населения, а обладатели дипломов её высших учебных заведений пользуются большим спросом во всех странах Западной Европы. Качественное и, что очень важно для молодёжи, бесплатное образование привлекает в Финляндию студентов со всего мира. Не являются исключением и граждане России. Особенно популярно обучение в Финляндии среди жителей Северо-Западного региона, в отношении которых действует упрощённая система выдачи виз.

Особенности финского образования

Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:

  • дошкольное образование;
  • общеобразовательная школа;
  • средние учебные заведения;
  • высшие учебные заведения.

На каждой ступени обучение ведётся на двух государственных языках: финском и шведском. В северных районах страны к ним прибавляется язык коренных народов – суоми.

Дошкольное обучение

Детские сады Финляндии принимают детей с 9 месяцев до 5 лет. Их главная задача – уход за детьми в течение дня и помощь родителям в воспитание ребёнка. В отличие от всех остальных ступеней образования этот этап стоит денег. Причём размер оплаты зависит не от престижности или лучшего оснащения детского сада, а от размеров дохода родителей ребёнка. Максимальный платёж равен 254 евро, а минимальный – 23 евро.

В группе детского сада может быть от 12 до 21 ребёнка в зависимости от их возраста. Чем младше дети, тем больше воспитателей с ними работают. В больших городах часто встречается нехватка мест в дошкольных учреждениях, поэтому государство выплачивает пособие тем родителям, которые самостоятельно занимаются ребёнком.

В 6 лет начинается подготовка к школе, которая длится один год. Её посещение бесплатно и обязательно для всех детей. Группы для занятий формируют в детском саду или школе.

Общеобразовательная школа

Школьное образование в Финляндии состоит из двух уровней и продолжается 9-10 лет. Причём ученики не сдают экзамены даже после окончания школы. Дневников у них тоже нет. Родители могут узнать об успехах ребёнка из электронного классного журнала в национальной системе Wilma. Кроме того, один раз в месяц куратор класса передаёт им табель, где зафиксированы все оценки ученика.

Видео: обзорная экскурсия с директором общеобразовательной школы в Финляндии

Учебный год начинается в середине августа (точную дату назначает администрация школы) и продолжается до конца мая или начала июня. За это время школьники три раза уходят на каникулы. Все школы страны работают в первую смену, 5 дней в неделю.

Начальный уровень

В 7 лет дети идут в начальную школу (alakoulu), обучение в которой длится 6 лет. Младшие классы всё время проводят в одном кабинете с постоянным преподавателем. Первые два года школьники изучают четыре основных предмета:

  • математика;
  • чтение;
  • родной язык;
  • природоведение.

Дополнительно с ними занимаются физкультурой. Большое внимание уделяют и творческому развитию детей: их обучают игре на различных музыкальных инструментах, хоровому пению, рисованию и лепке. На одном уроке малыши могут одновременно изучать несколько дисциплин.

С каждым годом прибавляются новые уроки, и к окончанию шестого класса ученики имеют начальные знания по всем основным предметам, в число которых обязательно входят финский, шведский и два иностранных языка. Оценки в финской начальной школе появляются после 3 класса и выносятся только в устном виде.

Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды - это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.

Верхняя ступень

С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.

Старшеклассники вправе самостоятельно выбирать дополнительные дисциплины. Обучение на этом уровне длится 3 года. При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.

Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками.

В старшей школе принята десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.

Принципы финского школьного образования

Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Специалисты всего мира пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование.

  1. Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.
  2. Бесплатность. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.
  3. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.
  4. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».
  5. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.

Среднее образование - лицеи и колледжи

После школы финны могут продолжить образование в лицее (lukio) или профессиональном колледже (ammattikoulu). Отбор в учебные заведения этой ступени происходит по среднему школьному баллу. Слабые ученики поступают колледж, в котором получают рабочую специальность, а более сильные – в лицей, где совершенствуют свои знания в различных дисциплинах.

В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет. В них можно получить специальность практически в любой отрасли: от сельского хозяйства до искусства или спорта. Во время обучения особое внимание уделяют практическим знаниям. Выпускники при желании могут поступить в любое высшее учебное заведение.

Видео: система профессионального образования в Финляндии

В лицее обучение продолжается в течение 3 лет. Оно ведётся по курсовой системе, поэтому обычного разделения на классы не существует. После окончания лицея выпускники сдают экзамены по следующим дисциплинам:

  • родной язык (финский или шведский);
  • второй государственный язык;
  • иностранный язык;
  • математика или гуманитарные предметы (по выбору).

После успешного прохождения этих испытаний выпускники в торжественной обстановке получают белые фуражки, которыми очень гордятся, и начинают считаться абитуриентами. Сдача экзаменов позволяет выбирать для дальнейшего обучения любой институт или университет страны.

Высшее образование

ВУЗы Финляндии делятся на две категории:

  • университеты (yliopisto)
  • политехнические институты, или если дословно переводить их название с финского языка «институты прикладных наук» (ammattikorkeakoulu).

Главное отличие политехнических институтов – большое количество практических занятий, которые вводятся в учебный план уже в начале первого курса.

Финская система научных степеней включает в себя следующие уровни:

  1. Бакалавр (kandidaatti). Присваивается после 3-4 лет обучения в любом ВУЗе страны. На некоторых факультетах необходима защита выпускной работы или углублённое изучение нескольких предметов.
  2. Магистр (maisteri). Для получения степени магистра необходимо учиться ещё 2 года в университете. Выпускники политехнических институтов, решившие стать магистрами, должны отработать три года по выбранной специальности и посетить годичные подготовительные курсы.
  3. Доктор наук (tohtori). Обладателем этого звания студент становится после 4 лет обучения в докторантуре, проведения научного исследования и защиты диссертации. В середине этого срока соискателям присваивается степень лецинциата, не имеющая аналогов в других странах Европы.

Основные языки и принцип бесплатного обучения

Обучение в ВУЗах страны ведётся на финском и шведском языках. Но существуют программы для иностранных студентов и на английском языке. Большинство из них рассчитано на получение степени магистра в области бизнеса и IT-технологий. В зависимости от программы, преподавание на английском может длиться весь курс или только первые два года.

Все этапы финского высшего образования бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев, включая граждан России, Украины и Казахстана.

Популярные учебные заведения и образовательные программы для русских

Долгое время финские родители не имели права выбирать школы. Несмотря на то, что сейчас этот запрет снят, большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. Но есть учебные учреждения, в которых программа заметно отличается от других. Так, среди иммигрантов из нашей страны популярна Русская Школа Восточной Финляндии, основанная в 1997 году. Её филиалы расположены в трёх городах: Йоэнсуу, Лаппеэнранте и Иматрее.

Обучение в этой школе ведётся на финском языке, но некоторые предметы преподают на русском. Кроме того, дети иммигрантов получают помощь на родном языке во время уроков и могут посещать дополнительные занятия для изучения финского языка.

Выпускники Русской Школы без экзаменов поступают в её гимназию, где из них формируют особые группы, обучающиеся в лицеях города. Профильные предметы они изучают отдельно от остальных лицеистов, а обязательные – на общих занятиях.

В Финляндии расположено около 50 высших учебных заведений. Самый большой и престижный из них – университет города Хельсинки. В нём преподают только высококлассные специалисты. Здесь изучают практически все возможные дисциплины, особенно ценится образование, полученное на медицинском факультете этого университета. Обучение на бакалавриате проходит только на финском и шведском языках, но многие магистерские и докторские программы преподаются на английском.

Большинство российских студентов выбирает для себя программы, ориентированные на бизнес, информационные технологии и туризм. Это обусловлено тем, что именно данные направления обычно преподаются на английском языке. В некоторых вузах существуют программы, в которых часть предметов читают на русском языке. Так, университет прикладных наук Миккели (Ammattikorkeakoulu) обучает на курсе гостиничного бизнеса и туризма. Здесь можно получить как степень бакалавра, так и магистра.

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Стоимость обучения в Финляндии для иностранцев

Высшее образование в Финляндии бесплатно, но потратиться студентам все же придётся. Во время обучения в университете необходимо оплачивать учебные пособия и обязательные членские взносы в профсоюз. Обычно эти платежи не превышают 90 евро в месяц. Кроме того, студент самостоятельно оплачивает жилье и питание.

В каждом городе Финляндии есть организация, занимающаяся распределением общежитий. Желающих получить в них жильё очень много, поэтому обращаться к ним лучше сразу после поступления. Заявки подают на сайт организации. Стоимость отдельной комнаты в трехкомнатной квартире составляет от 150 до 300 евро в зависимости от размера города.

Иностранным студентам, получающим первое высшее образование, никаких стипендий не предоставляется. На различные гранты могут рассчитывать только соискатели степени магистра или доктора наук.

Студенческая виза даёт право работать не более 20 часов в неделю. На время каникул это ограничение снимается. В крупных городах Финляндии найти работу студенту, свободно владеющему финским языком, достаточно легко. Без этого умения часто приходится довольствоваться должностью уборщика или разнорабочего.

Европа, Америка и Азия имеют свои особенности в вопросе школьного образования. Существуют интересные традиции. Например, в Уругвае с учителем здороваются поцелуем в щеку. В каждой японской школе есть штатный диетолог. А в Северной Корее пропагандируют ненависть к США. Там дают детям игрушечные пистолеты и разрешают стрелять в портреты американских политиков. А еще поют песни, в которых высмеивают Америку.

Великобритания

Экспресс-инфо по стране

Земля находится на третьем месте по удаленности от Солнца и на пятом среди всех планет Солнечной системы по размеру.

Возраст – 4,54 млрд лет

Средний радиус – 6 378,2 км

Средняя окружность – 40 030,2 км

Площадь – 510 072 млн км² (29,1% суши и 70,9% воды)

Количество материков – 6: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида

Количество океанов – 4: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый

Население – 7,3 млрд чел. (50,4% мужчин и 49,6% женщин)

Самые густо населенные государства : Монако (18 678 чел./км 2), Сингапур (7607 чел./км 2) и Ватикан (1914 чел./км 2)

Количество стран : всего 252, независимых 195

Количество языков в мире – около 6 000

Количество официальных языков – 95; самые распространенные: английский (56 стран), французский (29 стран) и арабский (24 страны)

Количество национальностей – около 2 000

Климатические пояса : экваториальный, тропический, умеренный и арктический (основные) + субэкваториальный, субтропический и субарктический (переходные)

Детям 11-18 лет нельзя использовать в разговоре сленг. Запрещается говорить «привет» и «пока», а вместо этих привычных нам слов следует произносить «здравствуйте» и «до свидания». Также запрещено сокращать слова. В школах Великобритании допустимым является лишь литературный язык. Таким образом власти стараются улучшить культуру речи подростков и способствовать расширению их словарного запаса.

Вьетнам

В детских садах и школах Вьетнама появилось новшество – занятия йогой. В течение учебного дня дети один час уделяют йоге. Считается, что именно так можно помочь ребенку сконцентрироваться и уменьшить тревожность, что наилучшим образом скажется на успеваемости.

Мексика

В этой стране развивают программу общинного образования, предполагающую обучение детей из дальних деревень, которые не в состоянии добраться до школ. В такие деревни направляют учителей-стажеров на несколько лет и платят им минимальные зарплаты.

Франция

Во Франции первой школой является «материнская школа», где занимаются подготовкой малышей 2-3 лет. В 5 лет ребенок обязательно должен начать учиться читать. Начальная школа длится 5 лет, потом 4 года дети учатся в колледже. Затем – 2-3 года старшей школы или лицея. После этого ученики могут самостоятельно определиться со специализацией. Кстати, французские школы считаются лучшими в Европе.

Швеция

В этой стране существует 13 школ, где нет ни расписания, ни домашних заданий. Такие школы были созданы при поддержке организации Vittra. Дети обучаются в свое удовольствие, классы в школах сделаны как игровые комнаты. Ученики познают только те предметы, которые им нравятся. Насколько эффективным является такой подход, будет понятно со временем. Но эти школы становятся все более популярными в стране, хотя государственная система образования такой формат не признает.

Финляндия

Если ребенок не хочет идти к доске, то его не вызывают, при этом не ставя плохой оценки. Для детей младшего школьного возраста это – спасение от стресса, а вот на старших такой подход действует иначе: если не захотел выйти к доске, значит, ты слабохарактерный. Поэтому ученики старших классов стараются не пользоваться таким правом без особых причин. Кстати, в первый класс в Финляндии дети идут с 7 лет.

Германия

В стране законодательством запрещено обучение на дому. Возможно, чиновники из сферы образования считают его малоэффективным. Поэтому если ребенок без уважительной причины не является на занятия, его родителей могут оштрафовать!

Все большее количество бывших выпускников школ интересуются возможностью получить высшее образование за границей. И это не случайно. Широчайших спектр факультетов и специальностей, при высококачественном преподавании, открывают практические безграничные перспективы для обучения, подробнее о получении образования за рубежом на сайте Smapse.ru , а мы сегодня поговорим о самых интересных фактах студенческой зарубежной жизни.


1. Япония не пользуется огромным спросом у отечественных абитуриентов, также мало она популярна и среди остальных стран мира, скорее в силу сложности обучения. Поступить туда довольно проблематично, а частные Вузы и вовсе проводят вступительные экзамены по своим программам. Что интересно, некоторые из частных университетов имеют в своем составе садики и школы. Если ребенок прошел весь путь от детсада до школы, то его без экзаменов зачислят на первый курс данного университета.

2. Казалось бы, что такого интересного может быть в знаменитом Гарварде, с его чопорностью и приверженностью к традициям. Но и здесь веселые студенты выделились. Накануне сессии (не важно зимой или весной) необходимо полностью обнаженным пробежать круг по Гарвард ярду. Это необычная традиция получила название Primal Scream. При этом, отчаянных смельчаков своей игрой поддерживает гарвардский оркестр. На удивление, из года в год находится немало желающих совершить это бесшабашное действо.

3. В той же чопорной Англии, студенты Оксфорда в ночь на первое мая устраивают грандиозную вечеринку, после которой, на утро, все прыгают с моста Марии Магдалены в холодную реку.

4. Учебная пара в китайских университетах продолжается 40 минут. Зимние каникулы в школах Китая продолжаются с конца декабря до начала февраля. В это время в стране отмечается китайский новый год.

5. В греческих вузах студентам предоставляется настолько много льгот, что многие из них затягивают обучение до 30 лет. Здесь абсолютно бесплатное обучение, бесплатное медицинское обслуживание и питание в студенческих столовых, есть скидки на проезд и многое другое.

6. Немецкие студенты пользуются скидками на посещение музеев, театров и спортклубов. Студенческий билет в Берлине является еще и проездным. В Мюнхене студенты имеют право на 25% скидки на проезд в городском транспорте, а те, кто живет за городом, платят на 75% меньше.

7. Древнейший университет мира из существующих ныне - отнюдь не прославленные Сорбонна или Оксфорд. Самый старый вуз даже не находится в Европе - это Карауин, мусульманский вуз, расположенный в Марокко. Он основан в 859 году.

8. Работники с высшим образованием в США получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома.

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Лапшина И. Е., Аркадьева Т. А., Валеева М. А. Юридическое образование за рубежом (Опыт США и ФРГ) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 166–170..htm.

Аннотация. Статья посвящена особенностям высшего юридического образования в странах романо-германской (ФРГ) и англосаксонской (США) правовых семей. В статье проводится сравнительный анализ правил приема, методов преподавания, программ обучения в юридических колледжах и университетах. Делаются выводы о возможностях применения некоторых элементов данных систем в РФ.

Текст статьи

Лапшина Ирина Евгеньевна,кандидат юридических наук, доцент кафедры «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва[email protected]

Аркадьева Татьяна Александровна,студентка ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва[email protected]

Валеева Мария Алеексеевна,студентка ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва[email protected]

Юридическое образование за рубежом(опыт США и ФРГ)

Аннотация. Статья посвящена особенностям высшего юридического образования в странах романогерманской (ФРГ) и англосаксонской(США) правовых семей. В статье проводится сравнительный анализ правил приема, методов преподавания,программ обучения в юридических колледжахи университетах. Делаются выводы о возможностях применения некоторых элементов данных систем в РФ.Ключевые слова:юридическое образование, школы права, практическая направленность обучения.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Компонентамисовременной правовой семьи являются особенности юридической практики в государстве, а также подготовка юристов, которая серьезно отличается в странах романогерманской и англосаксонской правовых семей. Эти особенности можно объяснитьразличиями в правовых системах, системах права, источниках права, систематизации права в этих государствах. В представленной работе авторы анализируют особенности юридического образования в государстваханглосаксонской (на примере США) и романогерманской (на примере Германии) правовых семей.Для определения характерных черт юридического образования в странах англосаксонской правовой семьи необходимо вспомнить ряд ее особенностей, позволяющих более глубоко осознать систему и методику преподавания в юридических колледжах и юридических факультетах университетов. Как известно, до сегодняшнего дня главным источником права в таких странах,как Великобритания иСША (наряду с писаной конституцией),остается судебный прецедент, то есть решение суда по определенному делу, которому придают общеобязательное значение для решения подобных дел в будущем. Этот факт уже позволяетутверждать, что для будущего юриста в Великобритании и США необходимо в процессе обучения уяснить смысл и особенности основных прецедентов в сфере его интересов. Юридическое образование в США представляет собой «второе»высшее образование, так как получить его могут студенты, имеющие степень бакалавра. Профильное юридическое образование предоставляетсяв американских колледжах,однако дорогу к высшему профессиональному юридическому образованию открываюти школы права. Школы права являются структурными подразделениями американских университетов последипломного образования. К поступающим в такую школу предъявляются следующие требования: диплом бакалавра (любого профиля, в том числеи технического), прохождение теста LSAT, который является «пропуском»в школу права. Несколько слов о тесте: сдавать егоможно в специальный сессионный период, четыре раза в академический год. Итоги подводят автоматизированно (через специальную компьютерную программу), и по результатам выдается сертификат, который направляется в приемную комиссию школ права. Вопросы тестаLSAT позволяют выяснить умение логически мыслить, общаться, степень владения английским языком, умение ясно излагать свои мысли, но не выявляют специальных юридических знаний.Обучение в школах права США можно получить в 185 аккредитованных учебных заведениях . Министерство образования США уполномочилоАмериканскую ассоциацию юристов разрабатывать и утверждать требования, которым должен соответствовать вуз для получения официального статуса.Современное юридическое образование в США представляет собой совокупность нескольких моделей, для которых в целом свойственны следующие черты: узкая специализация, практическая направленность в подготовке юристов,специфическая форма организации учебного процесса.Образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, которые разрабатываются ассоциацией американских юристов. Стандарты должны учитывать требования, предъявляемые к кандидату при поступлении в адвокатуру . Большое влияние на формирование компетенций у выпускников школ права оказал доклад Американской ассоциации юристов «Юридическое образование и повышение квалификации–образовательный континуум» 1992 г.Согласно данному докладу,американский юрист должен обладать необходимым набором компетенций, к которым относятся: навыки решения юридических дел; юридический анализ и оценка; изучение юридической литературы и документов; изучение фактов; коммуникативность; консультирование; ведение переговоров; знание процедур, связанных с судебными спорами,и альтернативных способовразрешения споров; организация и управление в области юридической работы;выявление и разрешение проблем этического характера. Кроме того, юрист должен компетентно представлять интересы клиентов, содействовать укреплению принципов правосудия, справедливости и морали, профессионально совершенствоваться.Однако образовательные стандарты достаточно жестко регламентируют обязательный перечень дисциплин только для первого курса, для последующих лет обучения обозначено лишьминимальное количество учебных часов в неделю, которые должен прослушать студент. К числу обязательных предметов первого года обучения относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное, конституционное, административное право, профессия юриста. Например, в школе права НьюЙоркского университета набор дисциплин первого семестра выглядит следующим образом: Contracts(контракты), Torts(деликтное право), CivilProcedure(гражданский процесс), ConstitutionalLaw(конституционное право), Layering(профессия юриста). Обучение на втором и третьем курсах имеет узкоспециализированную направленность: до 95% предметов, изучаемых студентами, относятся к программам специализации . Так, программа «Налогообложение»школы права НьюЙоркского университета включает 40 различных курсов лекций и семинаров, специальность «Корпоративное и коммерческое право»–30 предметов (источник: http://www.law.nyu.edu/faculty/index.htm). Из предлагаемого перечня курсов студент выбирает наиболее интересные для себя.5% приходится на дисциплины общегуманитарного профиля: философию, психологию, педагогику. Многие университеты организуют лекции по интересным и актуальным темам историкотеоретической направленности. Например, в Гарвардскойшколе права читаются курсы«Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время», «Государственное устройство Древней Греции и Рима», «Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время» .Система юридического образования в США не является многоуровневой. Это,скорее, последовательно наращиваемое юридическое образование, нацеленное на приобретение широкого понимания функционирования правовой системы в целом и развитие аналитических способностей у специалистов. Юрист получает хорошую теоретическую и практическую подготовку по выбранной специальности. Однакоочень жесткая специализация в процессе получения образования ограничивает возможности американских юристов, заставляет останавливаться на одной области правоприменения.Такое соотношение специальных и общеобразовательных курсов обусловлено тем, что объем правового регулирования общественных отношений в США в несколько раз превышает российский . Поэтому подготовить специалистов широкого профиля, разбирающихся во многих законодательных сферах, в США фактически невозможно. В СШАпосле окончания школы правауже у практикующегоюристаестьвозможность переквалифицироваться, для чего существуют годичные программы обучения в магистратуре. Это позволяетполучить степень магистра в области права (Ministersdegreelaw). В США существуют и другие степени юридического образования.Еще одной существенной особенностью юридического образования в США является его практическая направленность. Многие курсы читают практикующие юристы: советники крупных компаний, судьи, адвокаты.Методика преподавания включает в себя практические задания по анализу прецедентов и решений апелляционных судов, так как основной целью образования является развитие аналитических способностей студентов, а не только овладение определенным набором знаний.Перед каждым занятием преподаватель направляет студентам задания и список источников для ознакомления, и поэтому студенты на самом занятии беседуют по предложенным вопросам, аргументируя свою точку зренияположениями из источников и делают самостоятельныевыводы по предложенной проблематике. Часто преподаватели на занятии устраивают разбор конкретных дел, учебные суды, что развивает практические навыки студентов. Школы права предлагают ряд курсов, формирующихустудентов умения анализироватьматериалы законодательства и судебных решений. Например, «Правовой практикум»(Йельский университет), «Составление юридических документов»(Гарвардский университет), «Составление проектов»(Пенсильванский университет). Находясь в зависимости от потребностей общества и государства, университеты периодически корректируют учебные планы, вводя новые дисциплины или модернизируясуществующие. Так, с 2009 г. в НьюЙоркской школе права преподается курс «Кризис 2008», в Йельском университете–«Мировой экономический кризис», в Мичиганском университете–семинар по японскому законодательству. В большинстве университетов США на юридических факультетах преподают курсы по исламскому правув связи с возрастающей ролью исламского фактора в мировой экономике и культуре: «Гендерныепроблемы в исламском праве»(НьюЙоркский университет), «Исламское право»(Мичиганский университет)и т. д.Таким образом, юридическое образование в США выполняет социальный заказ обществаи государства. В континентальной Европе создано единое экономическое, политическое, социальное и культурное пространство, в рамках которого актуально создание такой системы образования, при которой выпускник любого европейского вуза без труда может найти работу по всей территории. Право стран континентальной Европы базируется на римском праве и относится к романогерманской правовой семье. Поэтому подготовка юристовотличается отподготовки юристов стран англосаксонского права. В Германии сложилась достаточно типичная картина подготовки юристов для стран континентальной Европы. Юридическое образование в Германии имеет многовековую историю. На первом этапе своего развития оно было связано с рецепцией римского права и появлением школ глоссаторов и комментаторов. Образование часто сводилось к заучиванию комментариев знаменитых ученых к институтам римского права.На следующем этапе развития образования наибольшее влияние оказали идеи гуманизма. Гуманисты отвергали схоластический подход в преподавании и вернулись к первоисточникам, прежде всегок кодификации Юстиниана, котораястановится основой преподавания юридических наук в университетах и базой для всей последующей немецкой юриспруденции. К XIXв.именно немецкие университеты становятся общепризнанными лидерами в научном мире Западной Европы. В это время юридическое образование Германии определялось ярко выраженной теоретической направленностью с преимущественным изучением частного права. Изучение публичного права началось в Германии достаточно поздно, в 1605 г.:в Йельском университете впервые был прочитан курс германского государственного права. Правовая основа современного юридического образования в ФРГ базируется на Основном законе ФРГ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах ФРГ, федеральных законах, указах президента ФРГ, постановлениях правительства, нормативных правовых актах федеральных министерств, конституциях федеральных земель, федеративных и иных договорах (соглашениях между органами государственной власти и органами государственной власти федеральных земель, уставами юридических факультетов).В настоящее время Закон об образовании 1976 г., который был изменен и дополнен в 1999 г.,определяет общие принципы и направления организации высшего образования в стране. Подготовка бакалавров занимает от трех до четырех лет, а магистров–от года до двух лет. В случае получения двух степеней общий срок обучения не может превышать пяти лет. Высшее юридическое образование в Германии можно получить, как правило, на юридических факультетахуниверситетов. Правовой статус университетов закрепляется законодательством отдельных земель. Учебный план по подготовке юристов включает в себя такие дисциплины, какгражданское, уголовное, процессуальное право, включая методологию правовой науки, а также ее исторические, философские и социальныеосновы.На первых этапах образовательного процесса программой предусматриваются лекционные занятия по основным отраслям права. Кроме того, по этим же предметам проводятся семинары в малых группах. Аттестация по обязательным дисциплинам заканчивается зачетом, включающим несколько домашних работ и контрольную работу в университете. Выбор специализации определяется студентами после трехчетырех семестров. Количество направлений специализаций в разных университетах неодинаковое. Цель второго этапа юридического образования –получение практических навыков в конкретных областях юридической деятельности. По общему правилу стажировка включает в себя 4 этапа. Первый этап –работа в судейской канцелярии (4–6 месяцев), второйэтап –работа в окружной прокуратуре (6–8 месяцев), третийэтапвключает работу в муниципальных органах власти (9–11 месяцев) и, наконец, четвертый–это работа в качестве адвоката или юристав коммерческой компании (9–12 месяцев). После такой стажировки студент должен сдать второй государственный экзамен, который принимает специальная экспертная экзаменационная комиссия, состоящая из профессоров права и судей. Экзамен состоит из нескольких комплексных письменных тестов. После успешной сдачи экзамена выпускник может работать практически на всех юридических должностях, включая судейские.Российскую модель подготовки юристов отличает от вышеупомянутых систем в целом незначительная роль практики в обучении. Например, в германской системе подготовки юристовсоотношение теоретической и практической частей составляет 66,9% к 33,1%, а в российской–93,5% к 6,5%.Профессионализм выпускника в России оценивается с позиций овладения теоретическими знаниямии лишь в незначительной степени–умениями и навыками, в то времякак в ФРГ и США–навыками правоприменения и профессиональными компетенциями. Федеральное законодательство об образовании не регламентирует проведенияюридической практики, оставляя этот вопрос на усмотрение вузов, не предусматривает обязательной практики в суде. С другой стороны,и Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации»не возлагает на суды обязанности помощи в организациипрактической подготовки судей.

Проанализировав компетенции по образовательному стандарту по подготовке юристов, следует отметить, что специалист должен уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Формирование этих компетенций невозможно без обязательной практики в судебных органах и органах юстиции. В сфере подготовке юристов в России необходимоусилить практическую направленность обучения, ввести обязательную практику в судах, увеличить продолжительность практического обучения, при этом не отказываться от таких достоинств системы подготовки студентов в России,как фундаментальность и интеграция обучения и науки.

Ссылки на источники1.Сиберт Джон А. Ассоциация американских юристов и юридическое образование в США // Юридическое образование в США. –2002. –Т. 7. –№ 2. –С. 14.2.Там же. –С. 15.3.Корнаков Я. В. Особенности юридического образования в США // Закон. –2009. –№ 3. –С. 78.4.URL: http://www.law.harvard.edu/academics/courses/20105.Корнаков Я. В. Указ. соч. –С. 78.6.URL: http://www.yale.edu

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professorat thechair of Low, Intellectual Property and Court Expert, Moscow State Technical University named N.E.Bauman, Russia, [email protected],Student, Moscow State Technical University named N.E. Bauman, Russia, [email protected],Student, Moscow State Technical University named N.E. Bauman, Russia, [email protected] education abroad (experienceof theUSA andFRG)Abstract. Thepaperis devoted to the featuresof legal higher education in the countries of RomanoGermanic (the FRG) and AngloSaxon (the USA) legal system. The authors give the comparative analyses of the rules, teaching methods, programsof study in the juridical colleges and universities. The conclusions are made, concerning the application of some elements of these systems in the legal education in the Russian Federation.Keywords:legal education, law school,practical orientation of training.References1.Sibert Dzhon, A. (2002) “Associacija amerikanskih juristov i juridicheskoe obrazovanie v SShA”, Juridicheskoe obrazovanie v SShA,vol. 7, № 2, p. 14 (in Russian).2.Ibid., p. 15.3.Kornakov, Ja. V. (2009) “Osobennosti juridicheskogo obrazovanija v SShA”, Zakon, № 3, p. 78 (in Russian).4.Available at: http://www.law.harvard.edu/academics/courses/2010(in Russian).5.Kornakov, Ja. V. (2009) Op.cit., p. 78.6.Available at: http://www.yale.edu(in Russian).

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

  • Подписаться на новости
  • Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) провела широкомасштабное изучение особенностей учительского труда в странах, являющихся членами ОЭСР, которое получило название «Международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS)».

    Во время доклада о полученных результатах неоднократно звучало одобрение британской системы образования по сравнению с другими странами мира. При этом все присутствующие: от руководителя «Ofsted» (Office for Standards in Education, Children"s Services and Skills – государственного учреждения, инспектирующего все зарегистрированные школы в Великобритании) Майкла Вилшоу до предыдущего министра образования Маукла Гоува выражали восхищение системой образования Сингапура, где молодые ученики показывают особо высокие результаты в изучении математики.

    Также было отмечено, что в настоящее время наилучшее соотношение цены и качества предоставляет система образования Финляндии, в которой благодаря отличной работе учителей ученики получают высокие баллы в мониторинговых исследованиях «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment, PISA). Данные тестовые исследования оценивают грамотность школьников в разных странах мира и их умение применять знания на практике. И это при том, что в Финляндии учителя получают довольно невысокие зарплаты, а обучают относительно большие классы.

    Подчеркивалось, что для соответствия Финляндии по количеству PISA-баллов Великобритании необходимо увеличить количество школьников на каждого учителя и сократить зарплаты почти на 10 %. Однако авторы исследования не советовали вносить такого рода изменения, отмечая, что при анализе важно учитывать еще и другие культурные факторы, например, такие как отношение семьи к образованию.

    С точки зрения эффективности после Финляндии, занявшей первое место, далее расположились Корея, Чехия и Венгрия. Системы образования Бразилии и Индонезии, согласно исследованию, продемонстрировали наименьшие показатели соотношения цены и качества.

    Учитывая доступность полученных результатов, автор отобрал некоторые данные для наглядной иллюстрации того, насколько варьируют особенности работы учителей во всем мире.

    Оплата учительского труда

    Среди 30-ти стран-членов ОЭСР самый высокий годовой оклад получают учителя в Швейцарии. В среднем он составляет 68000 долларов. Это выше, чем средняя зарплата по стране, которая составляет около 50000 долларов. Вслед за Швейцарией странами с высокой зарплатой учителей являются Нидерланды, Германия и Бельгия.

    По сравнению с лидирующими странами учителя Великобритании зарабатывают меньше среднего годового дохода по стране, равного примерно 44000 долларов, получая при этом чуть более 40000 долларов и занимая, таким образом, 13-е место из 30-ти упомянутых стран. Но, тем не менее, британские учителя получают все же больше, чем в других европейских странах. Например, во Франции средняя зарплата учителя составляет 33000 долларов, а в Греции учителя зарабатывают в среднем 25000 долларов.

    Заработная плата учителей в долларах (данные ОЭСР)

    Нижеприведенные данные, собранные за более чем 15 лет, отображают среднегодовой доход учителей разных стран (в тысячах долларов).

    Швейцария – 68,82; Нидерланды – 57,87; Германия – 53,73; Бельгия – 51,47; Корея – 47,34; Ирландия – 47,3; Япония – 45,93; Австралия – 44; Финляндия – 42,81; Дания – 41,71; Испания – 41,52; США – 41,46; Великобритания – 40,91; Австрия – 37,41; Новая Зеландия – 34,76; Португалия – 34,59; Франция – 33,57; Норвегия – 33,13; Словения – 32,48; Швеция – 31,61; Италия – 31,46; Исландия – 29,48; Греция – 25,75; Израиль – 19,55; Чехия – 18,61; Турция – 17,18; Китай – 16,41; Бразилия – 14,94; Венгрия – 14,46 и Индонезия – 2,83.

    Страны с наибольшим количеством учителей в школе

    По данным исследования, в Бразилии в среднем приходится 32 ученика на одного учителя, в то время как в Португалии – всего семь. Норвегия и Греция также имеют относительно небольшие классы. В свою очередь, Великобритания в списке стран, имеющих наибольшее количество учащихся на одного педагога, и занимает по этому показателю 14-е место.

    GEMS-исследования (GEMS Education Solutions) показали, что, если правительство Великобритании хочет достичь эффективности образования Финляндии, оно может увеличить количество учащихся в школе в среднем с 13 до 16-ти школьников на одного учителя.

    Количество учеников на одного учителя

    Нижеприведенные данные отображают ситуацию в 30-ти странах-членах ОЭСР по количеству учеников в государственных школах, приходящихся на одного учителя.

    Бразилия – 32,1; Китай – 27,6; Корея – 18,2; Индонезия – 17,4; Финляндия – 16,5; Турция – 16,4; Нидерланды – 16,4; США – 15,3; Ирландия – 14,8; Швеция – 14,4; Словения – 14,1; Германия – 13,7; Новая Зеландия – 13,5; Великобритания – 13,4; Япония – 13,1; Дания – 12,7; Австралия – 12,6; Чехия – 12,4; Венгрия – 12; Израиль – 11,7; Швейцария – 11,6; Исландия – 10,9; Италия – 10,8; Франция – 10,4; Австрия – 10,2; Испания – 10,1; Бельгия – 9,9; Греция – 9,7; Норвегия – 9,2; Португалия – 7,6.

    Страны, в которых учителя имеют наибольшее уважение

    Прошлогодний отчет об исследовании «Global Teacher Status Index 2013», проведенном фондом «Varkey Gems Foundation», показал, что наибольшим уважением в мире пользуются учителя в Китае. Великобритания и США оказались в середине рейтинга, опустившись ниже Южной Кореи и Греции, где учителя были оценены более высоко. Самую низкую позицию среди 21-й страны ОЭСР, участвовавшей в опросе, занял Израиль, где учителя наименее уважаемы, исходя из данных статистики.

    Данное исследование характеризовалось опросом тысячи человек в каждой из стран-участниц, которым задавали следующие вопросы: по их мнению, получают ли учителя справедливую зарплату и стали бы они поощрять своих детей, чтобы те в будущем работали учителями?

    Пессимистично были восприняты полученные данные о степени уважения учителей в Европе, которые резко контрастировали с таковыми по Азии. Так, в Китае 75 % тех, кто участвовал в опросе, сказали, что учителя в их стране пользуются уважением у учеников.

    Часы работы учителей

    Исследование TALIS (Teaching and Learning International Survey) показало, что в Великобритании учителя во время учебного года работают в среднем 46 часов в неделю, что на восемь часов больше, чем соответствующие международные 38 часов. К тому же британские учителя меньше времени проводят в классе, а большую его часть посвящают другим задачам. Финские же учителя, как правило, имеют 32-часовую рабочую неделю, а учителя в Италии в течение недели работают только 29 часов.

    Статистические данные TALIS

    Лидером по количеству женщин среди учителей является Латвия – 88,7 %, за ней следуют Эстония – 84,5 %, Словакия – 81,8 %, Болгария – 81,2 %, Италия – 78,5 %, Чехия – 76,5 %, Израиль – 76,3 %, Польша – 74,9 % и др. Меньше всего женщин среди учителей в таких странах, как Нидерланды – 54,6 %, Мексика – 53,8 % и Япония – 39 %.

    Средний возраст учителей варьирует следующим образом: максимум отмечается в Италии (48,9 года), Эстонии (47,9 года), Болгарии (47,4 года), а учителя более молодого возраста преподают в школах Малайзии (38,9 года), Абу-Даби (ОАЭ) (38,7 года) и Сингапура (36 лет).

    Учителя с высшим образованием преобладают в таких странах, как: Австралия (99,9 %), Польша (99,9 %), Корея (99,8 %). Замыкают позиции в рейтинге Хорватия (82,3 %), Чили (81,6 %) и Италия (80,5 %).

    Хороший педагогический стаж имеют учителя в Латвии (22 года), Эстонии (21,6 года), Болгарии (21,5 года), Италии (19,8 года), Португалии (19,4 года) и Испании (18,3 года). Чуть менее опытными оказались учителя из Абу-Даби (ОАЭ) (12,8 года), Англии (12,4 года) и Сингапура (9,7 года).

    Непосредственно на преподавание в течение недели у учителей уходит больше времени в Чили (26,7 часа), Бразилии (25,4 часа), Мексике (22,7 часа), Финляндии (20,6 часа), Англии (19,6 часа), Франции (18,6 часа) и меньше всего в Нидерландах (16,9 часа), Румынии (16,2 часа) и Норвегии (15 часов). TALIS проанализировали и другие занятия учителей в рабочее время, как то: планирование, командная и административная работа, консультирование учеников, общение с родителями и опекунами, участие во внешкольных мероприятиях и др.

    Некоторые дополнительные факты об учителях

    Больше всего денег на образование выделяет правительство США (809 миллиардов долларов), за ними следуют Япония (160 миллиардов долларов), Германия (154 миллиарда долларов), Бразилия (146 миллиардов долларов), Франция (123 миллиарда долларов) и Великобритания (123 миллиарда долларов).

    По данным ООН, к 2015 году дополнительно понадобится еще 8 миллионов учителей.

    Международные данные утверждают, что 68 % учителей – это женщины, а средний возраст учителя – 48 лет.

    Средняя рабочая неделя учителя составляет 38 часов. В Японии, где учителя работают дольше, показатель составляет 54 часа.