Причинная (каузальная) связь явлений. Современные проблемы науки и образования Каузальность с позиций функциональной грамматики

Причинная (каузальная) связь явлений. Современные проблемы науки и образования Каузальность с позиций функциональной грамматики

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова каузальность

каузальность в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

каузальность

каузальности, мн. нет, ж. (от латин. causalis - причинный) (науч.). Причинная связь явлений, причинность.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Каузальность

(от лат. causalis≈ причинный, causa ≈ причина), см. Причинность.

Википедия

Каузальность

Кауза́льность (лат. causalis) - причинность ; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта. Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании её понятия строились механицистская картина мира, концепции детерминизма (Лаплас, Спиноза). Начиная с Юма критикуется за тот пункт, что следствие не всегда содержится в причине либо предпосылке. Отрицая объективность каузальности, Юм указывал на субъективность восприятия её как таковой. Отрицание необходимой каузальности, признание нелинейности развития - важные презумпции в философии постмодерна и синергетике.

В теории управления каузальность характеризует причинную взаимообусловленность и инерционность процессов в управляемых объектах и системах.

Примеры употребления слова каузальность в литературе.

До какой степени, например, оправданно говорить о знании каузальности , в том смысле, в котором Шопенгауэр имеет в виду, без некоторого понимания того, каким образом используется каузальная терминология?

Ее нужно понимать не в плане дизъюнкции сознания, а в плане разделения и конъюнкции двух каузальностей .

Тут скорее сцепление непричинных соответствий, образующих систему отголосков, повторений и резонансов, систему знаков - короче, экспрессивно-выражающая квази-причинность, а никак не принудительная каузальность .

Только рассудок, способный применять присущую ему форму, - закон каузальности , превращает субъективное ощущение в объективное созерцание.

Но я говорю иначе: в этом временном, чувственном, рассудочном мире наверняка есть личность и каузальность , они ведь даже необходимы.

Такая биполярность была заложена уже в парадоксе двойной каузальности и в двух характеристиках статичного генезиса - бесстрастности и продуктивности, безразличии и эффективности - в концепции непорочного зачатия, принятой теперь мудрецом-стоиком.

Постоянная связь явлений, причина которой нам известна, называется каузальным законом. Так, валентность хлора, равная семи, есть каузальный закон, ибо мы знаем причину ее.

Однако далеко не всегда путем научной индукции удается сразу установить причину общих свойств, связей и изменений веществ и, следовательно, объяснить их. Часто бывает, что экспериментальным путем удается установить постоянную связь явлений, а вскрыть причину этой связи не удается долгое время. Такие постоянные связи веществ, подтверждающиеся практикой, экспериментом, но не обоснованные каузально, называются эмпирическими законами.

В ходе развития науки эмпирические законы могут превращаться в каузальные, когда открывается причинная связь явлений. Но пока причина связи не открыта, эмпирическим закон остается лишь более или менее достоверным. Опыт всегда может принести факты, противоречащие эмпирическому закону. С другой стороны, и каузальные законы нередко оказываются всего лишь эмпирическими или вообще ложными, если встретятся факты, не укладывающиеся в соответствующее объяснение.

Таким образом, путем неполной индукции можно открывать эмпирические и каузальные законы объективной действительности, являющиеся формой относительной, но объективной истины.

Причинная связь явлений существует в том случае, когда явление с необходимостью вызывает другое явление, а изменение первого явления неизбежно вызывает изменение второго явления. Первое явление есть причина, второе явление есть действие. Например, мы берем окись ртути и нагреваем. При этом окись ртути исчезает и появляются два новых вещества: кислород и ртуть. Мы говорим: окись ртути разложилась на два вещества - кислород и ртуть. Нагревание окиси ртути есть причина, а разложение окиси ртути есть действие, или, как говорят иногда, следствие. Другой пример.

Смешаем сернистый газ и кислород. Образования серного ангидрида почти не наблюдаем. Нагреваем эту смесь. Образования серного ангидрида также не наблюдаем. Пропускаем смесь сернистого газа и кислорода без нагревания над катализаторами. При этом не наблюдается заметного образования серного ангидрида. Нагреваем смесь и катализатор. И вот мы замечаем, что с повышением температуры выход серного ангидрида некоторое время заметно увеличивается, а затем уменьшается. Следовательно, при данных обстоятельствах наличие катализатора и определенной температуры есть причина, а изменение выхода серного ангидрида есть действие. Причина всегда предшествует следствию. Все химические явления имеют свои причины.

Причинная связь есть необходимая связь явлений объективной реальности. Но причинная связь не исчерпывает всеобщей всемирной связи явлений. «Причина и следствие, ergo, лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи (универсальной), взаимосцепления событий, лишь звенья в цепи развития материи» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 38, стр. 149). «Каузальность, обычно нами понимаемая, есть лишь малая частичка всемирной связи, но (материалистическое добавление) частичка не субъективной, а объективно реальной связи» (там же, стр. 150).

Представление о причинной связи явлений порождается трудовой деятельностью. В процессе трудовой деятельности человек производит действия, которые влекут за собой определенные явления. Порождая представление о причинной связи явлений, практика, эксперимент вместе с тем являются и средствами обнаружения и доказательства ее. Вот что по этому поводу говорит Энгельс в «Диалектике природы».

«Первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении движущейся материи,- это взаимная связь отдельных движений отдельных тел между собой, их обусловленность друг другом. Но мы находим не только то, что за известным движением следует другое движение, мы находим также, что мы в состоянии вызвать определенное движение, создав те условия, при которых оно происходит в природе; мы находим даже, что мы в состоянии вызвать такие движения, которые вовсе не встречаются в природе (промышленность),- по крайней мере, не встречаются в таком виде,- и что мы можем придать этим движениям определенные заранее направление и размеры. Благодаря этому, благодаря деятельности человека и обосновывается представление о причинности, представление о том, что одно движение есть причина другого. Правда, уже одно правильное чередование известных явлений природы может породить представление о причинности - теплота и свет, появляющиеся вместе с солнцем,- однако здесь еще нет доказательства, и поскольку юмовский скептицизм был бы прав в своем утверждении, что регулярно повторяющееся posthocникогда не может обосновать propterhoc.Но деятельность человека производит проверку насчет причинности. Если при помощи вогнутого зеркала мы концентрируем в фокусе солнечные лучи и вызываем ими такой же эффект, какой дает аналогичная концентрация лучей обыкновенного огня, то мы доказываем этим, что теплота получается от солнца. Если мы вложим в ружье капсюль, заряд и пулю и затем выстрелим, то мы рассчитываем на заранее известный по опыту эффект, так как мы в состоянии проследить во всех деталях весь процесс воспламенения, сгорания, взрыва, вызванного внезапным превращением в газ, давление газа на пулю (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20, стр. 544-545).

(лат. causalis - причинный, causa - причина), или причинность, понятие, использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). В таком контексте К. трактовался как одна из форм всеобщей связи явлений, как внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится. Предполагалось, что этим К. отличается от других форм связи, которые характеризуются корреляцией одного явления другому. Внутренняя связь рассматривалась как сущность К., она понималась как присущее самим вещам внутреннееотношение. К. полагалась всеобщей, т.к. согласно естественно-научным воззрениям того времени нет явлений, которые не имели бы своих причин, как нет явлений, которые не имели бы (не порождали бы) тех или иных следствий. Связь причины и следствия считалась необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие. В последующем (особенно в 20 в.) принцип К. подвергся кардинальному переосмыслению. (См. Анти-Эдип, Детерминизм, Неодетерминизм, "Смерть Бога".)

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(лат. causalis - причинный, causa - причина) или причинность - философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). К. можно трактовать как одну из форм всеобщей связи явлений, учитывая, что К...

Новейший философский словарь

Каузальность

(Kausalitat; от лат. causa - «причина») - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое событие имеет причину (вызвано, возникает вследствие воздействия) и одновременно является причиной другого события или наоборот: без причины ничего не происходит. Причина и действие образуют цепь, проходящую из прошлого (см. Proton kinuri), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; ср. Целесообразный). При более близком рассмотрении причина распадается по меньшей мере на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, на (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и вызов действия, который служит непосредственным поводом. Пример: если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (вызов действия) он воспламеняется (действие).

Понятие каузальности образуется как обобщение того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда и только тогда, если имело место или в это время происходит нечто другое, «причина». При этом легко впасть в заблуждение, приняв «post hoc», т. е. временное «после этого», за «propter hoc», т. е. за причинное «поэтому». В истории философии принцип каузальности впервые чётко сформулирован Демокритом, а как строго причинная связь происшествий - стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о точной каузальности в природе, можно сказать, был совершенно предан забвению и только естествознанием нового времени (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип каузальности природы, никак не прорываемый каким-либо сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. Этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективистское понимание каузальности, представляемое прежде всего английскими эмпириками.

Например, согласно Юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех сознательных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность исходя из одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины - «условием» (см. Кондиционизм).

В новейшей онтологии каузальность относится к категориям. Она является одной из возможностей определения или же форм определения существующего (см. Учение о слоях). Новейшие физики из- за отсутствия возможности повторной эмпирической проверки оставляют открытым вопрос о неограниченной применимости принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило; см. Соотношение неопределённостей; Основание.

от лат. causa - причина) - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип или закон), каузальность понимается так: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно является причиной другого явления; или же - без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь из прошлого через настоящее в будущее (каузальная связь). Принцип причинности в философии впервые четко сформулировал Демокрит, а причинную связь - стоики и Эпикур. В новейшей физике (XX век) отрицается неограниченная применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. Каузальный - причинный, соответствующий причинному закону.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАУЗАЛЬНОСТЬ

от лат. causa причина) - причинность, действенность, закономерная связь причины и действия. Как принцип (каузальный принцип, или закон), каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину (вызвано, является действием) и одновременно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого (см. Proton kinun), пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем (каузальная связь; см. Конечность). При более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, (внутренние) условия, благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом. Если порох сухой (обстоятельство) и правильно составлен (условие), то благодаря удару (возбуждение) он воспламеняется (действие). Понятие каузальности является обобщением того опыта, что нечто, "действие", имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, "причина". При этом легко впасть в заблуждение, приняв "post hoc", т.е. временное "после этого", за "propter hoc", т.е. причинное "поэтому". Явления природы называют причинно объясняемыми, а связи между ними - соответствующими принципу каузальности, т. к. в отношении этого принципа вообще речь идет прежде всего не о мысленной, а об объективной, вещественной связи, которая не может противоречить результатам исследований естественных наук. В истории философии принцип каузальности впервые четко сформулирован Демокритом, а как строго причинная связь явлений - стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о причинности в природе совершенно не развивался. И только в новой науке о природе (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип последовательной каузальности природы, не объясняющий ее сверхъестественным вмешательством, вновь стал усиленно исследоваться. Этому естественно-научно объясняемому объективному понятию каузальности противостояло субъективное понимание каузальности, защищавшееся прежде всего англ, эмпириками. Напр., согласно Юму, вера в каузальность основывается на ассоциации, ожидании и привычке. Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех одушевленных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность на основе одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины - "условием" (см. Кондиционизм). В духе новейшей онтологии каузальность относится к категориям. Она является одной из категорий возможностей определения существующего (см. Учение о слоях). Новейшие физики отрицают неограниченную применимость принципа каузальности в области микромира; он применяется как рабочая гипотеза, как эвристический принцип, как вероятностное правило. См. Соотношение неопределенностей, Основание. Каузальный (от лат.) причинный, соответствующий причинному закону.