Послание св. Павла к Филиппийцам. ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам. Соборные послания. Послание к Евреям. Святой апостол андрей первозванный Св апостол

Послание св. Павла к Филиппийцам.  ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам. Соборные послания. Послание к Евреям. Святой апостол андрей первозванный Св апостол
Послание св. Павла к Филиппийцам. ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам. Соборные послания. Послание к Евреям. Святой апостол андрей первозванный Св апостол

Господь Иисус Христос совершил наше спасение через страдание и крест­ную смерть. Он воспринял нашу плоть и кровь, чтобы «смертию ли­шить силы имеющего державу смерти» (Евр. 2,14). Он во всём уподобился братии, чтобы «как Сам… претерпел, быв искушен», мог помочь и иску­ша­е­мым» (Евр. 2,18). Страданием Христос «навык послушанию» (Евр. 5,8) «и сде­лался для всех послушных ему виновником вечного спасения» (Евр. 5,9).

Потому страдания в жизни человека – не бессмысленны. В первую оче­редь, они – путь христианина, которым он уподобляется Христу, соединяется с Ним и, таким образом, участвует в Его спасении. Страдания должны вос­п­ри­ниматься, как подражание Господу Иисусу Христу и следование за Ним (1 Пет. 2, 21; Иак. 1, 3–4).

Чтобы с постоянством нести страдания и скорби, «нужно иметь тер­пе­ние и крепкую веру, взирая на будущее воздаяние, как делали все, ветхо­за­вет­ные праведники» (Евр. 11). Нам, имея такое количество свидетелей, сле­ду­ет идти указанным путём, взирая на «Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12,2).

Через скорби, страдания и наказания мы становимся детьми Божиими (Евр. 12,7). Как любящий Отец, Бог наказывает того, кого Он усыновил. Стра­дания и скорби – путь к исправлению и очищению. Страдая, человек «пе­рестаёт грешить» (1 Пет. 4, 1–2). Сейчас нам кажется, что наказания – по­вод для печали, но потом наученным через него они «доставят мирный плод праведности» (Евр. 12,11). Если человек страдает за совершенные им злые дела, это, конечно, не может восприниматься, как награда, но как вполне спра­ведливое воздаяние. Невинные же страдания уподобляют человека Хри­с­ту, поскольку и Он претерпел крестную смерть, будучи безгрешным (1 Пет. 2, 19–20,22–24; 3,17–18; 4,14–19). Св. ап. Пётр призывает терпеливо и с кро­тостью переносить незаслуженные страдания, напоминая верующим проро­чество Исаии о кротости Христа, ранами Которого мы исцелились (1 Пет. 2, 19–25). Каждому своя мера страданий и своя за него ответственность (Иак.1, 9–12). Утешением в страданиях для нас является будущая радость и тор­жес­т­во в явление Христа (1 Пет.4,13).

Страдания христиан – это свидетельство истинности исповедуемой ими веры, поскольку воодушевляют и других к исповеданию Христа. Так узы св. ап. Павла послужили к успеху евангельской проповеди (Флп. 1,14).

Подобно тому, как Сын Божий, добровольно приняв страдания, уни­чи­жил Себя, «приняв зрак раба, смирил Себя, быв послушен даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 7,8) «навык послушанию» Отцу, и нас наши стра­дания научают смирению и послушанию (Евр. 5, 7–9).

Страдания Христа послужили к Его славе (Флп. 2,9). Верующему в Го­с­пода нужно участвовать в страданиях Христа, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3,10), чтобы достичь воскресения и вечной жизни с Ним. Наше уничи­женное тело Господь в будущем «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп. 3,21).

Социальным вопросам, интересующим первых христиан, но акту­аль­ных для всех поколений в посланиях святых Апостолов уделяется довольно много внимания. Одним из таких можно назвать вопрос об отношении хри­с­ти­ан к светской власти.

Согласно учению Апостолов, христиане должны оказывать почтение (1 Пет. 2,17; Рим. 13,7), благорасположение, проявлять покорность и верность (Тит. 2, 9–10; 1 Пет. 2,13) гражданским властям:

ü поскольку всякая власть, особенно наказывающая зло и поощряющая доб­ро, должна восприниматься, как данная от Бога, в силу чего повиновение ей является знаком благоговения перед Богом и, напротив, противление ей является противлением воле Божией (Рим. 13,1–2);

ü из страха наказания за злые, не угодные дела, не забывая при этом, что ис­тин­но бояться стоит лишь наказания Божия (Рим. 13,3–4; 1 Пет. 2,14);

ü по нравственным причинам, т.е. по требованию христианской совести ра­ди Господа (Рим. 13,5; 1 Пет. 2, 13; 1 Тим. 2,3–4), помня, что «если хрис­ти­анская совесть… противится исполнению требований власти, идущих про­тив этой совести, то христианин обязан более повиноваться голосу со­вести, чем требованию власти… Право неисполнения повелений власти пре­доставляется… исключительно в делах религии, когда власть государ­с­твенная начинает деспотическими мерами искоренять истинную веру» ;

Христианам надлежит молиться за власть придержащих, ибо от них во многом зависит мирное течение нашей жизни (1 Тим. 2, 1–3).

Послание св. Ап. Павла к Филиппийцам

Послание св. ап. Павла к Филиппийцам можно назвать «посланием ра­дости», поскольку в нем Апостол многократно выражает свою радость об ус­пехе евангельской проповеди и вере братьев во Христе, а также призывает к радости о Господе всех верующих, к единодушию в вере (Флп. 1 ,25; 2 ,1–2; 3 ,1). Св.Апостол говорит о том, что сам он с радостью приносит молитву Го­споду за участие филиппийцев в благовествовании (Флп. 1,4–5) и радуется их верности Господу и Его служению (Флп. 2,2; 4,1).

Филиппийцы были искренне преданы ап.Павлу и всячески старались со­действовать его служению. Апостол радуется этому, поскольку оказывая милосердие ему, как служителю Христову, его ученики служат Господу (Флп. 2,17–18) и отвечает филиппийцам горячей любовью и радостью за них (Флп. 4,10). Преданные ап.Павлу филиппийцы были обеспокоены заклю­че­ни­ем его в узы и св.Апостол ободряет их, говоря, что и узы его послужили для пользы дела, ибо «большая часть из братьев в Господе, ободрившись уза­ми,.. начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Бо­жие». (Флп. 1,14).

Еп.Кассиан, упоминая о том, что в современной науке посл. к Филип­пийцам было названо «посланием радости», высказывает мнение, что Апос­тол, увидев то, что способно помешать радости возлюбленных его учеников (вероятно, речь идёт о проповеди иудействующих, поскольку в Флп. 3,3 го­во­рится об обрезании), решил предостеречь их (Флп. 3,2).

Св.ап. Павел сам о себе говорит, что он оставил всю свою прежнюю об­разованость и положение в обществе ради познания Господа, веры во Хрис­та, участия в Его страданиях и достижения воскресения (Флп. 3, 8–11). И всех верующих во христа он призывает мыслить так же, стремиться к подра­жанию Христу в Его смирении и страданиях. Как и все христиане, «фи­лип­пийцы должны подражать Павлу. Его путь последования за христом должен стать и их путём» .

Следовать же за Христом нужно путём Его смирения и послушания Бо­гу, ведущим к славе (Флп. 2, 5–11). Восприняв образ человеческий, Христос в Своём предельном послушании Богу Отцу дошел до предельного уничи­же­ния – позорной крестной смерти. Но за этим следовало и прославление от От­ца, заключающееся в даровании Ему имени «выше всякого имени» (Флп. 2,9).

Делу воплощения, а значит и уничижения Христова послужила Пресв. Богородица. Путём же, «который привёл Деву Марию к тайне безмужного зачатия, было беспредельное смирение… Следующие за Христом путём Его смирения, должны вместе с Ним войти в славу» .

Послание св. Ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам

Согласно учению св. апостола Павла:

v Христос есть истинный Бог (Кол. 1 , 15–17; 2 ,9).

v В Господе Иисусе Христе открылась тайна превечного предопределения ко спасению (Еф. 1 , 4,9; 3 , 9,11).

v Искупление есть откровение божественной любви. (Еф. 3 , 18–19).

v Спасение совершает вся Святая Троица – по благоволению Отца Христом в Духе Святом (Кол. 1 , 19).

v Искупление совершено без всякой заслуги с нашей стороны (Еф. 2 , 8).

v Крестная смерть Спасителя – Жертва, которая принесена всей Пресвятой Троице (Еф. 5 , 2).

v Постредством этой жертвы Господь Иисус Христос примирил человека с Бо­гом (Кол. 1,20), «убив вражду» (Еф. 2,16).

v В человеческой природе Христа мёртвое по преступлению человечество оживотворено, воссоздано и вознесено на небеса (Еф. 2 ,5–6; Кол. 3 ,10–11).

v Христос разрешил от грехов, разрушил клятву, избавил от власти диавола, искупил Своею Кровию (Еф. 1 , 7; Кол. 1 , 12–13, 2 , 14–15).

v Христос стал залогом нашего воскресения. (Кол. 1 , 18, 3, 3,4).

v На Кресте была создана Церковь (Еф. 1 , 22–23; 5 , 25–27), в которой разру­ше­на преграда между иудеями и язычниками. (Еф. 2 , 14–16,18. Кол. 1 , 21–22).

v Для спасения необходимо пребывать в Церкви. (Еф. 5, 23; Кол. 2, 18–19).

v Спасение имеет универсальный характер (Еф. 1 , 10; Кол. 1 , 20,23).

В том, что мы имеем возможность обретения и познания праведного пути, где наша личность может достичь предела человеческой мечты, счастливой и блаженной вечной жизни, мы обязаны ученикам Иисуса. Святые апостолы Христа в своей апостольской миссии были избраны Богом из бедных и боязливых людей с обычными человеческими слабостями для того, чтобы из ловцов рыбы стать ловцами людей.

Апостолы Петр и Павел

Две противоположности: старший брат Андрея Первозванного Петр был необразованным и бедным рыбаком, Павел же был родом из знатной, почетной семьи, гражданином Римской империи, учеником книжника и фарисея, иудейского законоучителя Гамалиила.

Святым апостолом Христа, верным учеником, был Павел, он с самого начала проповедей сопровождал Спасителя во всех событиях. Злейшим же врагом, разжигавшим ненависть к христианству, был Павел. Везде и всюду он преследовал верующих, заручившись поддержкой синедриона. Петр имел слабую веру в Иисуса и трижды отрекался от Него, но горько и печально каялся всякий раз и, пламенно уверовав, стал фундаментом церкви.

Две противоположности, заключающиеся в простоте Павла и ораторстве Петра, воплощают в себе твердость духа и разум, два основных и необходимых качества миссионера.

Апостол Иоанн

Иоанн Богослов, наверное, самый известный и единственный апостол, который всегда присутствовал при всех событиях, происходивших с Иисусом и евангелистами, описав их в своих трудах. О нем нам известно действительно многое, кроме того, его имя носят еще 4 книги, входящие в Новый Завет - это Откровение и три послания.

Святого апостола Христа, Иоанна, еще именуют апостолом любви, именно этот термин он чаще всего использует в своих кратких, но запоминающихся и ярких посланиях.

Апостол и евангелист Матфей

О подробностях жизни этого апостола до нас ничего не дошло, известно лишь то, что он был на службе римского режима в городе Копернаум сборщиком податей и наживался на соотечественниках.

Услышав проповеди Иисуса, после приглашения Его в свой дом, Левий (Матфей) покаялся и, раздав свое имущество, примкнул к числу святых апостолов, шедших за Спасителем.

Написал свое Евангелие (Евангелие от Матфея), которое в греческом переводе (оригинальный текст на еврейском не сохранился) вошло в каноны Нового Завета как первая книга. После пятидесятницы проповедовал восемь лет в Палестине, а позже в Сирии, Персии, Эфиопии, Мидии и Парфии.

Апостол Андрей

Святой апостол Андрей Первозванный был рядом с Христом в весь период их длительного пути и общественного служения. После того, как Спаситель воскрес, другие его ученики и Андрей Первозванный имели честь встречи с Ним и на Елеонской горе, перед вознесением Господа на Небо, где и получили благословение на проповеди с остальными учениками.

Начал свою проповедь на скифских землях через Таврический край, где и стал основоположником православного христианства в Киевской Руси и, впоследствии, в России.

По возвращению в греческий Патрос, был приговорен элитой города к мученической смерти и привязан на Х-образный крест. При правлении царя Петра I крест, на котором казнили апостола Андрея, стал символом русского флота, называемый «Андреевским флагом» и изображающийся на белом фоне горизонтальным крестом небесного-синего цвета.

Апостол Фома

Среди Петра, Иоанна и Иакова, которых Мессия всегда брал с Собой, Фому нельзя назвать одним из лучших учеников из святых апостолов Христа. Поэтому ему не было открыто столько ведения, сколько остальным, но его значение божественной благодати в домостроительстве, осуществляемое церковью, имеет свою явственную и тонкую глубину.

Апостол и евангелист Лука

Из Антиохии Сирийской семидесятым апостолом Христа был сподвижник апостола Павла, греческий врач и евангелист Лука. Пришел в Палестину, узнав об учении Иисуса, принял его и был послан нести слово о Царстве Небесном еще при Его жизни. По дороге в Еммаус Лука и его спутник Клеоп стали свидетелями явления перед ними образа воскресшего Мессии.

Когда апостол Павел совершал второе миссионерское путешествие, Лука принял в нем участие, после которого они уже были неразлучны и продолжали делить все тягостные моменты подвига, совершаемого в проповеди.

Покинул Рим после мученических смертей верховных апостолов и продолжил нести слово о Боге в Ливию, Ахайю, Египет и Фиваиду, где, посетив город Фивы, закончил свой путь мученической кончиной.

Апостол Филипп

Был уроженцем города Вифсаиды (Галилея), правильно понимал ветхозаветные пророчества и ожидал появление Спасителя, хорошо знал Священное писание. После призыва Христа пошел за ним и пополнил ряды святых апостолов.

Вел свою проповедь в Галилее и сопровождал ее чудесами. После этого проповедовал Слово Божье среди переселившихся иудеев в Греции. С распространением известий о его проповедях, в Элладу из Иерусалима выдвинулись вместе с первосвященником книжники для его обвинений.

Апостол Варфоломей

Среди двенадцати святых апостолов Христа Варфоломей был уроженцем Каны Галилейской. В Пятидесятницу, когда на апостолов сошел Святой Дух, он и Филипп после жребия отправились донести Святое Евангелие в Малую Азию и Сирию.

По пути они не один раз расходились и снова сходились, подтверждая свои проповеди чудесами и знамениями. Также им в пути была спутницей и помогала сестра апостола Филиппа, дева Мариамна.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством . Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь «посылал по два пред лицем Своим» (). По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского (). После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами ( ; ). Из Иерусалима с и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден . После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить апостола, земля разверзлась и поглотила их. Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов апостол Матфий был осужден синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. (По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Св. Первоверховный ап. Петр (Симон) проповедовал сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, в Асии, во Иллипице, а также по всей Италии и в самом Риме. В Риме он был распят вниз головой, при императоре Нероне. Ап Петр, вместе с апостолом Павлом, как более всех потрудившиеся в проповеди веры Христовой, наименованы Св. Церковью первоверховными .

Св. Первоверховный ап. Павел (Савл) проповедовал во многих странах начиная от Иерусалима и кончая столицею мира Римом. В Риме он был обезглавлен императором Нероном.

Св. ап. Андрей Первозванный , был в пределах нашего Отечества, он водрузил крест на киевских горах, предсказав будущее просвещение России Христовой верою. Проповедовал он по берегам Черного моря и в других странах. В Византии он рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии (Греция), язычники распяли его на кресте особой формы, на подобие буквы X, который поэтому стал называться Андреевским крестом .

Св. ап. Иаков Заведеев - проповедовал в Иерусалиме, и первый из апостолов пострадал за Христа. По повелению иудейского царя Ирода Агриппы, он был обезглавлен в Иерусалиме.

Св. ап. евангелист Иоанн Богослов , после мучений в Риме, был сослан на о. Патмос. Св. ап. Иоанн жил дольше всех апостолов и мирно скончался в Азии в гор. Ефесе. По преданию, св. апостол по собственному желанию, был погребен его учениками живым. Когда же, вскоре после погребения, пришедшие христиане разрыли его могилу, то там тела св. ап. Иоанна не оказалось.

Св. ап. Филипп - проповедовал в Асийских странах вместе с апостолом Варфоломеем и сестрою своею Мариамиею. Во Фригии (провинция Малой Азии) в гор. Иераполе, принял мученическую смерть - был распят вниз головою.

Св. ап. Варфоломей (Нафанаил) - проповедовал сначала вместе с ап. Филиппом в Сирии и Асии, затем был в Индии и перевел Евангелие от Матфея на индийский язык; потом проповедовал в Армении, где и принял мученическую кончину в гор. Альване: по одним сведениям он был распят вниз головою, по другим сведениям, был запорот до смерти.

Св. ап. Фома (Близнец) - проповедовал во многих азиатских странах, дойдя до Индии, где принял мученическую смерть за Христа. Он был прободен копьями, а затем усечен мечем.







Св. ап. евангелист Матфей - проповедовал долгое время в Иудее, а затем во всей Эфиопии (нынешняя Абиссиния, Нубия, Кардафан, Дарфур и др.). Он был убит мечем в одном из городов Эфиопии.

Св. ап. Иаков Алфеев - проповедовал в Сирии, Египте и других различных странах. В одной из них был распят на кресте, приняв мученическую смерть за Христа.

Св. ап. Иуда Иаковлев (Фаддей или Левей) - проповедовал в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, в Аравии, Сирии и Мессопотамии. В Араратской стране был повешен на древе крестном, и расстрелян стрелами.


Св. ап. Симон Зилот или Кананит - проповедовал в Мавритании и в Африке. Был также в Англии (раньше называвшейся Британией). За проповедь веры Христовой, он был распят на кресте, по одним сведениям в Грузии, по повелению иверийского царя Адеркия, а по другим сведениям -в Персии.


Св. ап. Матфий , избранный из числа 70-ти, на место отпавшего Иуды. Проповедовал в Иудеи и во внешней Эфиопии. Возвратившись в Иудею принял страдание за Христа, будучи сначала побит камнями, а затем обезглавлен.


Св. ап. евангелист Марк - из числа 70-ти, спутник и сотрудник ап. Петра. Проповедовал также на берегах Адриатического моря. Принял мученическую кончину в Александрии.


Св. ап. евангелист Лука - из числа 70-ти, спутник и сотрудник ап. Павла. Проповедовал затем в Ливии, Египте, в Фиваиде и Фивах. Окончил свои подвиги мученическою смертью.

Св. ап. Иаков (из числа 70-ти),
брат Господень, первый Иерусалимский епископ

Св. ап. Иаков, Праведный , из числа 70-ти. Первый Иерусалимский Епископ, поставленный самим Господом. Он именуется Братом Господним. По преданию он был сыном Иосифа Обручника, от его первого брака. Св. Иаков был сброшен иудеями с крыши Иерусалимского храма, а затем убит ударом по голове. Это было около 62 года.

Св. ап. Иаков первый изложил чин Божественной Литургии которая и положена в основу совершаемых теперь Литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Литургия св. ап. Иакова и теперь совершается в Иерусалиме в день его памяти.

Изображенным на иконе святым Петру и Павлу можно молиться и вместе, а можно обращаться к ним по отдельности.

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в первую очередь молятся о том, чтобы утвердиться в вере. Святым апостолам молятся при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев и в помощи тем людям, кто утратил веру во Христа.
Святые Петр и Павел могут помочь в исцелении от физических и душевных недугов, им еще при их жизни были даны чудесные способности исцеления людей.
Апостол Петр является покровителем рыбаков, 12 июля считается у них праздником «День рыбака». А молитвы перед иконой святого Павла могут помочь в учебе, он был очень образованным для того времени человеком.

Первоверховные апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле и они, конечно же, могут помочь в любых Ваших богоугодных начинаниях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.

У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.

Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому стилю).

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА

До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть

«Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16)

и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус Христос пообещал создать Церковь

«Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).

Об апостоле Симоне-Петре говорили, что он был нетерпеливым и чистосердечным, как ребенок и вера его во Христа была сильной и безоговорочной. Однажды, будучи на море в лодке, Петр попробовал по призыву Господа пойти по воде, как по земле.

Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть Преображение Господне на горе Фавор. Это были его слова:

«Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4).

Петр со всей своей горячностью защищал Господа в Гефсиманском саду, он отсек своим мечем ухо человеку, пришедшего арестовать Учителя.

В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо:

«Паси агнцев Моих».

Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть, благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути людей к вере в Бога.

По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь. Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти.

« Что нам делать? » — спрашивали его.

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)

Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Прошло совсем немного времени, Петр, с Божией помощью, исцелил хромого,

«которого носили и сажали каждый день при дверях храма»

Больной встал, начал ходить, восхваляя Бога. Увидев такое чудо и услышав, что Петр сказал во второй своей проповеди о том, что исцеление было не от него, а от Бога, к вере обратились еще 5000 человек. И снова иудейские священники восстали против веры в воскресение мертвых, но в этот раз их ненависть была направлена не на Иисуса, а на Его учеников Петра и Иоанна, которые были схвачены и отправлены в темницу. Члены синедриона попытались поторговаться с ними, пообещав им свободу в обмен на то, что они не будут проповедовать о Христе. На это им был ответ от Петра:

«Судите, справедливо ли пред богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

Побоявшись народного заступничества за апостолов, вскоре они были выпущены на волю и с новой силой продолжили свидетельствование о воскресении Господа.
Новая вера во Христа стала очень популярна в народе, многие люди стали продавать свои земли, имения и приносили деньги для апостолов на помощь нуждающимся. Так учил Господь Иисус Христос. Но делать это нужно было добровольно, без сожаления, тогда деньги пойдут на благое дело. «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою » тоже продал свое имение, но сговорившись, они решили не все деньги отдать апостолам. Когда Анания пришел к Святому Петру, тот сказал ему, что такая жертва Богу не нужна — это ложь не перед «человекам, а Богу ». Анания объял страх, и он умер от испуга. А через три часа пришла его жена и, еще не зная о случившемся, тоже подтвердила меньшую сумму денег, за которую была продана земля. Святой спросил:

«что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала и испустила дух».

Так, в самом начале установления жизни по Христовым законам, проявился Божий гнев на его нарушителей.
В 42 году Ирод Агриппа, который был внуком Иродом Великого, начал гонения на христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Заведеев, а Петр был заключен под стражу. Находясь в темнице, по молитвам Господу, ночью к Петру явился Божий Ангел, освободил узника и вывел его из заточения.
Много трудов приложил святой Петр в деле распространения Христовой веры. Он проповедовал в Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил первого епископа Александрийской церкви Марка. Потом в Греции, Риме, Испании, Карфагене и в Англии.

По преданиям, именно со слов святого Петра, было написано Евангелие апостолом Марком. Из новозаветных книг до нас дошли два Соборных послания апостола Петра, которые были обращены к христианам Малой Азии. В Первом послании апостол Петр обращается к своим братьям во время их гонений со стороны врагов Христовых, тем самым помогает им, утверждая их веру. Во Втором послании, которое было написано незадолго до его кончины, апостол предостерегает христиан от появившихся в отсутствии Петра лжепроповедников, искажающих суть христианской морали и нравственности, которые проповедовали распущенность.
Находясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу, который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил:

«Куда идешь Господи?»

и услышал ответ:

«Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу. Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло любимый им Моисеев закон.
Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и, как позже рассказывал об этом сам Павел:

Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему:

«… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».

Апостол позже так писал об этом:

«что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»

По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить » его, услышав новые проповеди и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава. Пятнадцать дней жил Савл у Петра и однажды, в молитве ему было видение в том, что Господь отсылает его «далеко к язычникам ». После чего он отправился на родину в город Тарс, а оттуда, вместе с присоеднившимся Варнавою в Антиохию, где учили немалое число людей, которые приняли Христианство. После Антиохии Савл и Варнава отправились на Кипр, где слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел. После проповеди, несмотря на противление волхвов, проконсул

«уверовал, дивясь учению Господню».

После этого случая, в Святом Писании, Савл начал называться Павлом. Около 50 года святой прибыл в Иерусалим, чтобы решить спор между обращенными христианами из иудеев и язычников о соблюдении обрядов. Разрешив этот спор, Павел, по решению Апостольского Собора, вместе со своим новым спутником Силой, отправился в новое апостольское путешествие в «Сирию и Киликию, утверждая церкви »
В Македонии святой апостол исцелил одержимую духом прорицательства служанку, «которая через прорицание доставляла большой доход господам своим ». Ее хозяева страшно обозлились на Павла, схватили его и повлекли к начальникам. Обвинив в возмущении народа, Павел и Сила были заключеены в темницу. Ночью, после их молитв Господу, сделалось великое землетрясение, двери открылись, а их узы ослабли. Охранник, увидев это чудо, сразу же уверовал во Христа. После случившегося ночью, наутро воеводы решили отпустить «тех людей », но апостол Павел отвечал:

«Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас».

Римское гражданство выручило Павла , воеводы пришли к ним и с честью освободили из заключения.
После Македонии святой Павел проповедовал в греческих городах Афинах и Коринфе, здесь было написано его послания к Солунянам. В третьем своем апостольском путешествии(56-58 гг.), им было написано послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам.

12 глав Нового Завета посвящены трудам Апостола Павла, а еще 16 — это рассказ о подвигах святого, о его трудах в деле строительства Церкви Христовой, о перенесенных им страданиях. Святой Павел считал, что он

«недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9).

Как и святой Петр, до конца жизни страдавший от отречения от Господа, Павел тоже до конца своих дней помнил о том, что в прошлом он был гонителем своего возлюбленного Христа, которого Божия благодать вытащила из разрушительного заблуждения:

«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.

Такие разные личности, такие различные судьбы!

Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:

«Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».

Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит:

«Поминайте наставники ваша, подражайте вере их».

12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:

«Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

ВИДЕОФИЛЬМ